Чем оправданы казни женщин и мужчин?

Право на жизнь - фундаментальная основа современной юриспруденции. Большинство уголовных кодексов двадцатого века так или иначе, утверждали, что никто не имеет права умерщвлять людей, правда, с оговоркой: если суд постановил кого-то казнить, значит, так тому и быть. Такое положение возлагало на присяжных заседателей и прокуроров огромную ответственность. На фасаде Дворца правосудия во Франции есть надпись, призывающая помнить о мельнике, когда-то осужденном на смерть по ошибке. К сожалению, от неправильного приговора не застрахован никто, однако причина, по которой большинство стран, называющих себя цивилизованными, отказались от практики насильственного умерщвления граждан, пусть и виновных, лежит в морально-этической плоскости.

Казнь как разновидность мести

Массовые казни женщин, детей и стариков, организуемые нацистами во время Второй мировой войны, чаще всего являлись местью за убитых подпольщиками и партизанами солдат вермахта. При этом существовал определенный коэффициент, наглядно показывающий, во сколько раз жизнь немца ценится выше, чем, например, славянина или француза. При демократическом устройстве государства это правило не действовало. Серийного убийцу все равно можно расстрелять только один раз, независимо от числа его жертв. Однако любая экзекуция от этого не переставала быть местью. Особенно же отвратительны казни женщин и подростков, независимо от тяжести совершенных ими преступлений. Есть ли моральное право у государства становиться на такие позиции? Не должно ли оно быть выше низменных инстинктов, свойственных каждому человеку? Если ставится задача недопущения в будущем совершения преступлений  конкретным убийцей, то, очевидно, его просто следует изолировать от общества до конца его дней.

Казнь как устранение свидетелей

Казнь через повешенье главных нацистских преступников по приговору Нюрнбергского суда также служила восстановлению справедливости. Если бы десятки миллионов жертв войны после их смерти воскресли, то такое решение можно было бы считать полностью оправданным. Однако учитывая важность их показаний в отношении исторических обстоятельств, многие из которых не прояснены и по сей день, такая скорая расправа очень напоминает устранение свидетелей, в котором были заинтересованы главы стран-победительниц. Примерно из тех же соображений, по-видимому, был спешно повешен и Саддам Хусейн.

«Гуманные» казни

По отношению к провинившимся представительницам прекрасного пола чаще всего применялись «более гуманные» способы умерщвления. Казни женщин в случае их беременности откладывались до сорок первого дня после родов. Интересен также обычай лечить приговоренного и вести на эшафот только после того, как он выздоровеет. Не менее занимательно и принятое в некоторых странах обыкновение угощать осужденного, независимо от пола, вкусным обедом непосредственно перед его повешением, расстрелом или гильотинированием. Традиция наглядно демонстрирует изощренность мысли организаторов экзекуций. В целом, казни женщин проводились примерно так же, как и мужчин, если не учитывалась особая тяжкость «материнских» преступлений, таких, например, как детоубийство, которые в средние века наказывались закапыванием живьем. При этом общество понимало всю аморальность зрелища, которое представляли собой публичные казни. Женщин в Германии, ходящих на площади для смакования мучительной смерти приговоренного, ожидало общественное порицание.

Комментарии