Функции и принципы маркетинга
Принципы маркетинга - это основополагающие положения, на которых базируется деятельность по продвижению и сбыту продукции. Зная их, руководитель предприятия может выстраивать работу эффективно и получать максимальную материальную отдачу.
Основные понятия
Прежде чем рассматривать принципы маркетинга, следует дать определение основным понятиям, применяемым в данной сфере. А именно:
- обмен - это процесс передачи субъектам хозяйственной деятельности одних ценностей взамен на другие;
- спрос - это платежеспособная потребность покупателя в определенном товаре или услуге в заданный момент времени;
- товар - это продукт или услуга, посредством которой можно удовлетворить потребности покупателей;
- рынок - это среда, в которой взаимодействуют продавцы и покупатели;
- сегмент рынка - это группа покупателей, которых характеризуют схожие параметры, потребности и степень платежеспособности.
Виды маркетинга
В зависимости от того, в какой сфере работает предприятие или какие цели преследует, может идти речь о таких видах маркетинга:
- Внутренний - мероприятия, направленные на производство и реализацию товаров (оказания услуг) в пределах страны.
- Экспортный - работы, направленные на поиск дополнительных рынков сбыта за пределами государства.
- Импортный - мероприятия, направленные на поиск выгодных путей закупок сырья, материалов или готовой продукции за пределами государства.
- Научно-технический - связан с разработкой (или покупкой) и применением прогрессивных технологий для производства и сбыта товаров (услуг).
- Инвестиционный - изучение условий капиталовложений и способов получения прибыли от данной деятельности.
- Некоммерческий - все, что касается социально полезной деятельности, не имеющей целью получение прибыли.
- Географический - изучение природно-климатических и демографических факторов с целью выбора места для организации производства или реализации продукции.
Ключевые цели
Изучение целей и принципов маркетинга позволяет получить представление о сущности данной области знаний. Вот какие цели можно выделить:
- Максимизация потребления за счет увеличения объемов производства и сбыта продукции.
- Расширение ассортимента товаров и услуг с целью предоставления потребителю возможности выбора.
- Максимизация удовлетворенности потребителя за счет непрерывного повышения качества обслуживания.
- Совершенствование продукции с целью улучшения качества жизни потребителя.
Задачи маркетинга
Помимо принципов службы маркетинга, существенную роль играют цели, а также задачи, посредством которых они достигаются. А именно:
- Исследование актуальных потребностей покупателей в тех отраслях, в которых работает организация.
- Обеспечение условий для разработки и производства новых товаров и услуг.
- Анализ текущего и прогнозирование будущего состояния рынка с целью внесения изменений в производственный процесс.
- Изучение деятельности ключевых конкурентов.
- Разработка ассортиментной политики.
- Принятие решения о ценовой политике организации.
- Формулировка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке.
- Обеспечение сбыта продукции или продажи услуг.
- Налаживание коммуникаций.
- Обеспечение сервисного (послепродажного) обслуживания.
Основные функции
Основа маркетинга - функции и принципы, на которых строится теоретическая дисциплина и практическая деятельность на предприятии. Вот какие функции стоит отметить:
- Аналитическая. Непрерывный сбор и переработка данных о ситуации внутри организации или за ее пределами.
- Производительная. Прежде чем приступать к разработке и производству нового продукта, нужно тщательно изучить рыночную ситуацию.
- Сбытовая. Поиск оптимальных каналов сбыта продукции, которые будут наиболее короткими и, как следствие, экономичными.
- Управление и контроль. На всех этапах реализации маркетингового плана нужно постоянно сравнивать достигнутые показатели с запланированными, чтобы своевременно вносить коррективы.
Основные принципы маркетинга
В маркетинге принято выделять такие основные принципы:
- Производственная и сбытовая деятельность предприятия должна основываться на данных о потребностях покупателей.
- Надо доносить до потребителя информацию не о товарах и услугах, а о том, как с их помощью решить проблемы.
- Соответствие современным техническим достижениям и эстетическим представлениям.
- Присутствие на рынке в момент, когда реализация продукции может принести наибольшую материальную выгоду.
- Непрерывное обновление ассортимента продукции.
- Соответствие между стратегическими и тактическими планами по выпуску и сбыту продукции.
Управление маркетингом
Формулировка принципов управления маркетингом выглядит следующим образом:
- Взаимовыгодность. Товарно-обменная сделка должна производиться с учетом интересов всех ее участников в равной степени. Если это невозможно, необходим компромисс.
- Стратегическая ориентация. Исследования и планы должны быть направлены на долгосрочную перспективу в согласовании с глобальной стратегией организации. При этом должен быть составлен детализированный план.
- Индивидуализация спроса. Для разных групп покупателей нужно разрабатывать разные виды товаров, которые направлены на удовлетворение конкретных потребностей. С этой целью проводится сегментирование рынка и дифференцирование ассортимента.
- Интеграция маркетинга. Необходимо использовать максимальное количество современных механизмов для проведения рыночных исследований.
- Бенчмаркетинг. Чтобы повысить эффективность работы, необходимо постоянно сравнивать ключевые показатели с аналогичными значениями лидеров отрасли. Также стоит перенимать у них управленческий опыт и маркетинговые механизмы.
Организация маркетинга
Организация работы отдела маркетинга на каждом предприятии осуществляется по-разному. Тем не менее есть общие постулаты, которых необходимо придерживаться. Принципы организации маркетинга следующие:
- Отдел маркетинга должен быть неотъемлемой частью организационной структуры, а не обособленной службой.
- Необходимо непрерывно прослеживать ситуацию во внутренней и внешней среде с целью своевременного внесения корректив в программу маркетинга.
- Необходимо заранее продумать несколько сценариев развития ситуации на рынке с целью разработки нескольких альтернативных маркетинговых планов.
- При разработке маркетинговой стратегии важно применять разнообразные подходы и методики.
Методы маркетинговой деятельности
На основе принципов маркетинга были выработаны методы деятельности. Вот основные из них:
- Ориентация на продукт или услугу. Важно не просто произвести качественный товар, но также донести информацию о нем до потребителя и убедить в целесообразности совершения покупки. Таким образом, должен быть создан такой продукт и маркетинговая программа, аналогов которым нет в отрасли.
- Ориентация на потребителя. Такой метод, как правило, используют небольшие организации. Его смысл заключается в том, чтобы выбрать для себя покупательский сегмент, понять, в чем он нуждается, и сконцентрировать на этом производственную деятельность.
- Интегрированный маркетинг. В данном методе продукт рассматривается в качестве причины, а спрос - это следствие. Производитель должен постоянно выдвигать на рынок все более новые и совершенные товары, чтобы полностью удовлетворить постоянно изменяющиеся и растущие потребности покупателей.
- Маркетинг открытых систем. Открытая система существует за счет непрерывного обмена между предприятием и внешней средой. В данном процессе каждая из сторон должна иметь определенную выгоду. При этом ценность выгоды должна быть выше, чем то, что было заложено в реализацию проекта.
Планирование в маркетинге
Среди принципов маркетинга важное место отводится планированию. Оно направлено на решение таких основных задач:
- Определение целей маркетинговой деятельности, а также принципов и критериев оценки реализации процесса.
- Формирование резервов, направленных на стабилизацию маркетинговой деятельности в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
- Определение перечня и характера данных, необходимых для осуществления планирования.
- Определение способов организации процесса планирования.
Структура маркетингового плана
Сущность и принципы маркетинга выражаются в формировании плана. Стоит отметить, что он составляется для каждой хозяйственной единицы в отдельности, а также может быть ориентирован на конкретный потребительский сегмент. Вот из каких разделов состоит план:
- Резюме. Обобщенный раздел, в котором тезисно представлены основные положения плана.
- Текущая ситуация на рынке. В данном разделе описывается положение дел на целевом рынке. Речь идет об ассортименте продукции, продавцах и покупателях, а также некоторых специфических момент.
- Опасности и возможности. В данном разделе описываются потенциальные трудности, с которыми можно столкнуться при выходе на рынок, а также возможности по их преодолению.
- Маркетинговые цели. Это желаемые результаты, которые планируется получить в результате выхода на рынок.
- Маркетинговая стратегия. Это долгосрочные направления деятельности, посредством которых предприятие достигнет поставленных целей.
- Оперативно-календарный план действий. В данном разделе детально описывается программа разработки продукта и выхода на рынок с указанием конкретных периодов реализации каждого шага.
- Бюджет. В данном разделе указывается и обосновывается сумма средств, которые планируется потратить на реализацию плана.
- Контроль. В данном разделе описаны процедуры, посредством которых будет проводиться мониторинг реализации плана с указанием дат и корректировочных мероприятий.