Серия среднемагистральных авиалайнеров Canadair Regional Jet
В Советском Союзе авиабилеты стоили относительно недорого, и большая часть пассажирских перевозок осуществлялась среднемагистральными лайнерами. Полет из города в город на расстояние от 500 до 1000 километров обходился в 30-40 рублей, что, конечно, было выше железнодорожных тарифов, но вполне по карману обычному рабочему или инженеру. В начале девяностых годов авиаперевозчики начали ощущать системный кризис, поразивший и другие сферы экономики страны. Надежные и испытанные временем машины, предназначенные для региональных линий, оказались невостребованными, они быстро старели. Авиабилеты стали роскошью, доступной лишь нуворишам.
Проектирование новых авиалайнеров вместимостью 50-80 пассажиров с дальностью полета в пару тысяч километров было заморожено. Поэтому когда вновь возникла необходимость в таких самолетах, авиакомпании обратились к иностранным производителям авиационной техники, в частности, к канадской фирме Bombardier.
Canadair Regional Jet (CRJ) - это линейный ряд пассажирских самолетов, предназначенных для комфортабельной перевозки 50-100 пассажиров на линиях малой и средней протяженности. Климатические условия страны-производителя близки к нашим. Малый расход топлива, высокие эксплуатационные качества, легкость переобучения пилотов и технического персонала создавали конкурентные преимущества, способствующие быстрому продвижению этих лайнеров на российском рынке авиаперевозок.
Первая модель серии Canadair Regional Jet, поставленная на крыло в 1991 году, получила индекс CRJ-100. Канадские конструкторы сознательно отказались от популярной в последние десятилетия широкофюзеляжной схемы, сделав выбор в пользу экономичности. Чтобы ее повысить, через четыре года самолет доработали, установив двигатели «Дженерал Электрик» CF-34B1 взамен CF-34A1. Подверглась апгрейду и авионика, стали возможными полеты в сложных метеоусловиях. Количество мест осталось прежним - 50, но столь масштабные конструктивные изменения отразились в новом индексе - Canadair Regional Jet-200, хотя внешне его было трудно отличить от «сотки».
Интерьер салона отличается эстетичностью и высоким уровнем комфорта, кресла очень удобные и имеют кожаную обивку. Двигатели у самолетов серии Canadair Regional Jet расположены на пилонах по бокам хвостовой части фюзеляжа, а такая компоновка, впервые примененная на «Каравелле», обеспечивает низкий уровень шума.
В начале девяностых технически возможным вариантом органов управления были пилотские рукоятки типа «джойстик», однако канадский производитель остановился на привычных для пилотов во всем мире штурвальных колонках, что повысило экспортный потенциал новой машины. Приборы-«будильники» были заменены на функциональные эргономичные многоцветные дисплеи.
Как всякая удачная разработка, самолеты серии Canadair Regional Jet обладают высоким модификационным потенциалом. Особенности конструкции позволили изменять летные характеристики и пассажировместимость. Модельная линейка пополнилась новыми лайнерами с большим числом посадочных мест и увеличенным практическим радиусом маршрутов. Так, созданный в 2001 году лайнер Canadair Regional Jet-900 берет на борт почти вдвое больше пассажиров, чем базовая модель CRJ-100. Разумеется, для того, чтобы это стало возможным, длину фюзеляжа пришлось увеличить, а вместе с ней и размах крыла, и мощность двигателей. Возможно, потребности рынка авиаперевозок станут причиной появления новых модификаций самолетов Канадской компании реактивных региональных лайнеров.