Принципы построения налоговой системы. Налоговая система РФ

В системе налогообложения каждый его элемент – плательщик (юридическое или физические лицо) обязан оплачивать ренту или налог. Таким образом они вносят вклад в пополнение общей казны – бюджета Российской Федерации, и инвестируют в государственные расходы. В данной статье будут рассмотрены принципы построения налоговой системы или некие образцы, которые должны применяться по отношению к налогоплательщикам и государству.

Определения

Приведем основные интерпретации терминов этой отрасли экономики:

  • Под понятием "налог" подразумевается индивидуальный платеж на безвозмездной и принудительной основе, который взимается государством. Субъектами налоговых платежей являются граждане (физические лица) и различные предприятия и учреждения (юридические лица). Главной задачей таких сборов является содержание и обеспечение функционирования государства, и/или его муниципальных образований.
  • Системой называют сложную организацию или устройство, состоящее из различных структурных элементов. Система характеризуется наличием различных строений, связей и классификаций ее отдельных элементов, образующих некий механизм, который упорядочен различными закономерными принципами и правилами.
  • Налоговой системой является общественное устройство, основанное на принципах и нормах законодательства, которое складывается вследствие необходимости взимания налоговых платежей и сборов.

Налоговая система РФ

В российском законодательстве понятие "налог" имеет широкое значение и включает в себя пошлины и сборы. Структура налогов в России представлена в главе 2 кодекса по налогам. Все налоги на территории государства объединены в общую систему. Так что же представляет собой структура российских налогов?

Налоговую систему в РФ можно определить как совокупную величину различных налоговых платежей. Также это могут пошлины или сборы. Закон устанавливает налоговые обязательства на федеральном уровне, которые вводятся в действие различными законодательными актами России и ее субъектов.

Российские налоги и взносы разделяются на несколько уровней, это:

  • Федеральные. Эти налоги применяются по всей территории страны. К ним относят налоги на доходы (НДФЛ), добычу полезных ископаемых, добавленную стоимость или НДС, водные ресурсы, а также государственные пошлины и прочее.
  • К региональным перечисляются налоги на игорный бизнес, то есть для организаций, которые занимаются предпринимательством на основе игровых автоматов, тотализаторов и прочих реквизитов. Также региональный налог устанавливается на имущество предприятий и на средства передвижения (транспортный налог).
  • Муниципальные или местные налоги – это налог на землю, имущество физических лиц и торговые сборы.

Каждый вид вышеперечисленных налогов имеет различный правовой режим. То есть на разные налоги могут быть установлены отдельные ставки и сроки по их уплате. В регионах России и в муниципальных образованиях могут быть определены свои правила и положения по уплате налоговых платежей и взносов.

Нормативное регулирование

В налоговой системе РФ основным нормативным документом, устанавливающим положения налогов и сборов, является Налоговый кодекс, который действует с января 1999 года. В части 1 кодекса регламентированы основные аспекты налоговых сборов в России, к примеру:

  • Какие виды налогов взимаются в РФ?
  • Каковы основания для возникновения обязанностей по уплате государственных пошлин или их изменения и прекращения?
  • Основные права и обязанности субъектов налогообложения и органов, уполномоченных производить надзорные и контрольные функции по налогам и/или сборам.
  • Какая может возникнуть ответственность за правонарушения в налоговой сфере?

Законодательством о налогах и сборах России установлено, что каждое лицо обязано уплачивать установленный государством налог. При его формировании учитываются реальные возможности плательщиков. Основные принципы или начала российского налогового законодательства указаны в статье 3 соответствующего кодекса.

В данной статье регламентируется, что критерием для налогообложения не могут быть какие-либо дискриминирующие критерии, например, религия, национальность, социальный статус и прочее. Каждый налог должен быть экономически обоснован и не должен противоречить Конституции РФ – основному закону страны.

Кто придумал принципы в сфере налогов?

С возникновением понятия государства как политической формы организации на определенной территории и возникли обсуждения и теории по поводу принципов построения налоговых систем. Основоположником этих догм можно назвать шотландского экономиста Адама Смита.

В своей основной работе 1776 года, в которой были изучены производительность труда, капитал и другие вопросы экономики и благосостояния народов и стран, ученый формирует четыре основных положения налогообложения:

  • Удобство – время для собирания налогов и сборов должно быть комфортным, а процедура уплаты налогов – простой и без излишних формальностей.
  • Определенность – размер налогообложения должен быть определенным, чтобы плательщик был в курсе, сколько должен восполнить до начала налогового периода.
  • Справедливость – формирование постоянных налоговых отчислений должно основываться на достатке и способностях гражданина.
  • Экономичность – система налогов должна быть разработана так, чтобы затрачиваемые издержки были небольшими. Эффективность взносов должна повышаться за счет минимализации административных расходов для органов управления налоговой системы.

Адам Смит научно обосновал данные принципы в своем труде. Эти положения стали неким фундаментом для формирования теоретических знаний и принципов построения налоговой системы.

Далее будут рассмотрены налоговые принципы, которые действуют в современных условиях. В кодексе как таковых принципов не названо, однако можно сказать, что в налоговой системе РФ сформировано несколько основополагающих правил. Рассмотрим их подробнее.

Стабильность

Что трактуется под принципом стабильности? Налоговая система, действующая в стране, не должна часто менять размер ставки и видов налогов. В развитых странах режим налогообложения меняется примерно в течение 3-5 лет. Этот интервал считается нормальным для периодического реформирования по части налогов. Резкие колебания ставок налогообложения, которые происходят многократно, могут стать проблемой для плательщиков.

Так, в статье 5 Налогового кодекса России указано, что любые перемены по части налогов и/или сборов должны быть приняты и начать действие не ранее первого января следующего года. Кроме того, принятие этих законов и положений должно быть не ранее одного месяца от их опубликования в официальных источниках. То есть закон о новых правилах сборов и/или налогов не может быть принят, например, в конце декабря и начать действие уже с января следующего года.

Однократность

Один плательщик за определенный промежуток времени должен облагаться налогом один раз. Данный принцип называется однократностью налогообложения.

Примером использования данного принципа можно также назвать то, что за налоговое правонарушение лицо не может повторно привлекаться к судебным процедурам. Также санкции или пени как мера гражданской и правовой ответственности не могут взыскиваться одновременно, так как это напрямую нарушает данный принцип и конституционные права плательщика.

Экономичность

Принцип экономичности в налоговой системе означает, что затраты на собирание налогов должны быть максимально сокращены. Система налогов обязана быть продуктивной и экономной для налогоплательщиков. По некоторым исследованиям было выявлено, что издержки по взысканию налоговых отчислений не должны превышать семи процентов от всех поступлений по налогам. Иначе этот режим налогообложения будет считаться неэффективным и непродуктивным.

Единство

Единство налоговой системы выражено в том, что налогообложение действует на всех субъектах страны и все налогоплательщики должны оплачивать налоги.

В Конституции России данный принцип трактуется как обеспечение единой политики в отрасли финансов, кредита и денежных средств государства. Налоговые сборы и взносы от населения и предприятий формируются, прежде всего, на федеральном уровне. Территориальные и федеральные органы в совокупности образуют комплексную структуру.

Региональные налоговые учреждения являются частью федеральной исполнительной власти на уровне государства, а не на уровне субъекта РФ. Вследствие этого, территориальные власти не могут устанавливать налоги по своим отдельным регионам. Соблюдение данного принципа также продолжает принцип "объединенного" экономического пространства в пределах РФ, который также закреплен конституционно. Это позволяет осуществлять свободные перемещения различных товаров или услуг по территории всего государства, не ограничивая их таможенными пошлинами отдельных субъектов.

Справедливость

Можно сказать, что у данного принципа расширенная сфера действия. Так, выполнение принципа контролируется на двух направлениях – горизонтальном и вертикальном.

Справедливость налогообложения по горизонтали подразумевает, что все плательщики, независимо от того, физическое ли это лицо или юридическое, находятся на равных условиях. Объекты, которые облагаются налогом, должны стоять в равных условиях, будь то предприятие или отдельное лицо.

Беспристрастность же по вертикали означает, что обеспеченные лица должны уплачивать соответственно больше налогов, чем те, у которых средств меньше. Так формируется справедливость по вертикали.

Таким образом, каждый гражданин или организация, на которых возложены обязательства платить налоги, должны их оплачивать. При этом учитывается, что высокий доход подразумевает большие налоговые обременения.

Обязательность

Принцип обязательности налоговой системы значит, что налог должен быть всегда вовремя и в полной мере оплачиваться.

Например, с января 2001 года все работающие граждане оплачивают подоходный налог от ежемесячной оплаты труда в размере 13 %. Доля вынужденного пассивного взноса государству рассчитывается независимо от суммы полученного дохода.

Налоговое бремя

Рассматривая зарубежные конституционные документы, принцип равного налогового бремени регламентирован сразу после догмы об установлении налогов посредством закона. Вследствие этого, можно подчеркнуть особое значение данного положения в отрасли налогового регулирования.

Общее для всех обременение не означает равный размер уплачиваемых плательщиками налогов. Ведь предприятия и физические лица получают различные доходы и прибыль. В связи с этим одинаковый размер налогов стал бы неприемлемым для различных форм хозяйствования.

Объективным фактором для взимания налога должна быть платежная способность, и это следует учитывать не только в отношении взносов отдельных лиц, но и для развития всей системы налогообложения в государстве.

Эластичность

Данный принцип еще называют принципом подвижности налогообложения. Государственная политика в сфере налогов должна мобильно адаптироваться к любым возникающим ситуациям.

Налоговая система должна подстраиваться под различные условия, например, если государству вдруг потребуются большие затраты на производство, или наоборот, если возникнет возможность, органы власти должны установить сокращения налоговых взносов, выполняя тем самым социальные и экономические задачи политики.

Вывод

В данном материале были перечислены понятия и принципы построения налоговой системы. Так, можно выделить восемь основных принципов по налогообложению: стабильность, однократность, экономичность, единство, справедливость, обязательность, а также одинаковое для всех налоговое бремя и подвижность налогового режима.

Основоположником теории о принципах налогообложения является экономист XVIII века Адам Смит, который в своей книге обозначил фундамент для последующих правил в сфере налогов.

Законодательство о налогах и сборах в России учитывает разные уровни налоговых взносов – на уровне федерации, регионов и муниципальных образований. Налоги можно назвать некой базой государства для исполнения своих функций, а также одним из основных источников дохода.

Комментарии