Фаталист – кто это?
Иногда во время спора или жаркой дискуссии мы слышим: «Ты – фаталист!» Для некоторых людей это похоже на обвинение, многие даже обижаются. Но давайте разберемся, фаталист – кто это?
С филологической точки зрения речь идет о предначертанной судьбе, прописанной свыше и которую человек не в состоянии изменить, как бы он того ни хотел. По логике фаталиста, любой из нас – всего лишь игрушка в руках высших сил, пассивный наблюдатель, которому только и остается, что продолжать жить и принимать произошедшие события как должное. Впрочем, пассивность наблюдения не означает, что не нужно ничего предпринимать. Вся жизненная активность и все устремления укладываются в определенную канву, которая куда-то приведет.
В этом отношении интересно знать, во что верит фаталист. Прежде всего, в предначертанность судьбы. С этим все понятно. Но главное здесь – вера в закономерность и определенную логику (последовательность) протекающих событий. Для фаталиста не бывает случайностей, все происходящее с ним является звеньями одной цепи, где действия людей происходят со стопроцентной вероятностью. Для него не возникает вопрос: «Фаталист – кто это?» Вопрос бессмысленен, ибо определяет таким образом и само философское понимание сущности человека, и метафизическую транскрипцию бытия.
Впрочем, при поиске ответа на поставленный вопрос нельзя обойти тему свободы воли. Для фаталиста, который прожигает время, не существует ни прошлого, ни настоящего. Для него есть только будущее и ожидание этого самого будущего. Персональный выбор сведен лишь к минимальному осознанию происходящего, которое может в конкретной ситуации конструироваться в зависимости от персональных интересов. Поэтому ответ на вопрос «фаталист – кто это» следует искать как в личном эгоизме, так и в отрицании самого принципа выбора. Или даже точнее - в относительном принятии возможности выбора при идейном его отрицании. Жизнь – это выбор без выбора. Как у Владимира Высоцкого: «Колея – только моя, выбирайтесь своей колеей!»
Герой нашего времени - фаталист. По крайней мере, так привычно характеризуют критики главного персонажа одноименного романа М.Ю.Лермонтова. Вместе с тем сам Печорин, трижды испытывая по ходу сюжета собственную судьбу, никогда не задумывается о последствиях. Он идет напролом, как таран, доказывая себе и окружающим, что никто не смеет определять, как ему жить и что делать. В определенном смысле, конечно, это фатализм. Но с другой стороны, он играет не столько со своей, сколько с чужими судьбами, испытывая на прочность фатум. Человек становится подобным Богу, он не принимает на веру все, что с ним происходит, не пытается всерьез что-либо изменить, но заставляет меняться внешний мир и людей, которые его окружают. И если мы будем оставаться в рамках концепции «Печорин – фаталист», тогда следует уточнить, что фатум в лермонтовском понимании – это внешний мир, окружающая действительность, некий «порядок вещей», неизменный и абсолютный в своей экзистенциальной сущности. Но никак не душа человеческая.
Вот почему, отвечая на вопрос «фаталист – кто это», нужно исходить из католического понимания свободы воли. Да, у человека есть право выбора, но этот выбор уже сам по себе предопределен. Мы не знаем своей судьбы и потому вольны делать то, что хотим. Но это не означает отрицание фатума и воли Божьей. Фаталист просто уповает на собственную судьбу. Как и многие из нас.