Меркантильность. Что это за качество и в чем его польза?
Приобретая некоторый жизненный опыт и читая произведения литературы, особенно классические, любой неглупый человек рано или поздно понимает, что большинство людей, живущих на нашей планете, любит две вещи: материальное благополучие и безделье. Деньги дают свободу, а заключается она в основном в отсутствии необходимости тяжело трудиться и возможности заниматься чем-то приятным и веселым.
В общественном сознании прочно закрепился стереотип о некой особой женской расчетливости, заключающейся в стремлении выйти замуж непременно за богатого. Можно ли сказать про меркантильность, что это - изощренный вид проституции? Для ответа на этот вопрос следует ненадолго погрузиться в особенности поведения представителей животного мира.
Даже при поверхностном изучении поведения зверей или птиц легко убедиться в том, что самка любого биологического вида выбирает для спаривания наиболее жизнеспособного самца, в том случае если ей предоставляется такое право. Когда же этот вопрос самцы решают между собой, он переходит в плоскость естественного отбора. В любом случае преимущественное право на репродукцию получает сильнейший. Он может лучше выполнять функции добытчика и защиты потомства. Выбирая более крупную и энергичную особь, самка проявляет некоторую меркантильность. Что это, как не расчет на большее благополучие в будущем или хотя бы на период выращивания потомства?
У людей все происходит примерно по той же схеме, за исключением того, что критерии отбора отличаются от принятых в животном мире. После того как цивилизация освоила товарно-денежные отношения, сила и даже интеллект уступили место количеству накопленных материальных ценностей или их символов. Право наследования капитала создало условия для того, чтобы даже слабые самцы обладали определенной привлекательностью. Древнееврейская мудрость гласит: «Золото делает умным, золото делает красивым». Теперь можно сказать про меркантильность, что это вполне природное качество в человеческом обществе приобрело искаженную форму и может отрицательно влиять на генотип потомства.
Однако женщины не были бы женщинами, если бы не научились решать эту проблему доступными им способами, хотя бы и обманом своих официально зафиксированных самцов-покровителей, которые не являются носителями приемлемых для них генов. По статистическим данным, полученным в США (неизвестно каким, правда, способом), примерно каждый пятый муж воспитывает детей, прижитых не от него. Причем чем богаче общество и чем больше в нем состоятельных наследников, тем, очевидно, больше разница между мотивациями к вступлению в брак и оплодотворению. Наименьшая же она в тех странах, где происходит процесс первоначального накопления капитала и количество наличности в кармане мужчины хотя бы как-то соответствует степени его предприимчивости или жизнеспособности, а меркантильность девушек имеет определенную логическую основу.
Впрочем, и в этом случае не обходится без искажения природных законов, ведь у людей, в отличие от животных, существуют моральные ценности, которые также передаются в качестве наследственных признаков и в процессе воспитания. При отборе «своего мужчины» многие женщины, увы, руководствуются не принципом разумной достаточности, а другим критерием - «чем больше, тем лучше». В смысле денег. Итак, можно сказать про меркантильность, что это качество полезно, но в разумных пределах, когда оно не тождественно жадности, а является простой заботой о возможности вырастить жизнеспособное и здоровое (как физически, так и ментально) потомство.
А как же меркантильность мужчин? Если не учитывать упомянутого желания обеспечить собственное благополучие за счет богатого приданого или альфонсизма, то это качество может быть полезным и для представителей сильного пола. Выбирая красивую женщину, мужчина подсознательно стремится к тому, чтобы дети его были здоровыми и счастливыми, а та забота, которую он будет по отношению к ним проявлять, дала максимальные результаты. Как правило, представители сильного пола чаще ориентируются на внешность, чем на другие критерии, возможно, более важные.