Девиация в социологии и основные понятия
Термин "социальная девиация" обозначает некоторое социальное поведение, не соответствующее определённым нормам, установленным в обществе. Если рассматривать любую социальную группу людей или целое общество с множеством таких групп, то в них приняты стандарты поведения, которым все следуют. Девиация в социологии имеет дело с отклонениями от общепринятых норм, которые могут быть как позитивным, так и негативным.
Негативная девиация в социологии может быть связана, например, с алкоголизмом. Такие отклонения обществом не принимаются, они наталкиваются на определённые барьеры и препятствия. Сами люди, проявляющие подобное поведение, могут испытывать на себе влияние общества, которое проявляется в принимаемых санкциях. В зависимости от типа поведения санкции могут быть разными - изоляция, либо принудительное лечение, в некоторых случаях - какие-то наказания для нарушителя.
В целом девиация в социологии может наталкиваться на формальные и неформальные санкции. Если рассматривать социологию как науку, то её основной изучаемой проблемой являются как раз отклонения от нормы. Данная наука используется для создания развития смежных областей, а также она послужила основанием формирования некоторых современных наук. В частности можно упомянуть криминологию, которая использует опыт изучения девиантного поведения различных преступников, чтобы формировать психологические портреты и т.д.
Девиация в социологии изучалась множеством учёных и простых исследователей, которые внесли свой вклад в общее развитие. Одной из первых классических работ по это теме считается "Самоубийство" Эмиля Дюркгейма в 1897 году. Дюркгейм был известным французским социологом, основавшим даже целое направление социологической школы.
Девиация в образовании
Изучение девиации даёт некоторые неоспоримые преимущества, в частности можно принимать меры по устранению негативных отклонений в поведении. Такая практика применяется в образовательных учреждениях, от того, насколько хорошо педагоги умеют выявлять подобные проблемы, во многом зависит эффективность их работы.
Подростковые девиации как социально педагогическая проблема наиболее остро стоят в средней школе, хотя они должны внимательно отслеживаться на всём этапе обучения. Необходимо как можно раньше выявить девианта, т.е. человека, чьё поведение как-то отличается от общепринятых норм. Отклонения могут быть социальными, педагогическими, этническими, возрастными и т.д.
Во время работы важно понять причину появление девиации, а также к чему она может привести. В некоторых случаях отклонения, как уже было сказано, не обязательно будут негативными.
Проблема такого поведения в том, что оно может быть только первой ступенью чего-то большего. Так В.Н Иванов выделял несколько уровней девиантного поведение: докриминогенный и криминогенный.
Ф. Патаки говорил, что есть несколько основных характерных черт такого поведения: преступность, алкоголизм, самоубийство, наркомания. На этом основываются социологические теории девиации, формировавшиеся после.
Девиантное поведение становится результатом появления людей, не способных нормально уживаться в обществе, это могут быть преступники или же гениальные художники и писатели, замкнутые в себе. Любое отклонение нужно отслеживать и по возможности устранять, желательно, с сохранением позитивных моментов. Например, гениального человека ещё на ранних стадиях можно попытаться научить общению с другими людьми. Большое количество девиантов в обществе грозит нарушением стабильности этого самого общества, поэтому в любом проявлении это должно контролироваться. Но понятие девиации может отличаться в зависимости от общества и его норм, поэтому во многих случаях нужно находить индивидуальные методы.