Высшие психические функции: феномен человеческого разума

Высшие психические функции - это уникальные способности человеческого разума, которые отличают нас от животных. Как Homo sapiens достиг таких вершин интеллекта? Давайте разберемся в этом увлекательном феномене, чтобы лучше понять самих себя.

Происхождение высших психических функций

Изучение высших психических функций (ВПФ) началось в работах Л.С. Выготского и его школы в 1920-1930-х годах. Они определили ВПФ как сложные психические процессы, формирующиеся в ходе культурно-исторического развития человека. К ВПФ относятся мышление, речь, память, воображение, восприятие, внимание и др. Эти процессы качественно отличаются от элементарных психических функций животных. Их формирование тесно связано с развитием головного мозга и культуры.

Хотя зачатки ВПФ есть и у высших животных, но только у человека они достигают такой сложности благодаря использованию знаковых систем. Например, обезьяны могут запоминать ряды цифр, но неспособны к произвольному запоминанию с помощью логических приемов, как делает человек.

Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов.

Таким образом, ВПФ имеют двойственную биологическую и социокультурную природу. С одной стороны, они опираются на возможности мозга, с другой - формируются в процессе усвоения знаний и навыков в обществе.

Социальная природа высших психических функций

Согласно Выготскому, ВПФ не врожденные, а формируются в онтогенезе под влиянием социальных факторов. Главную роль здесь играет язык как средство общения и передачи опыта.

Сначала высшие психические функции возникают в совместной деятельности ребенка и взрослого в виде диалога. Затем через интериоризацию они переходят на индивидуальный уровень и становятся внутренними психическими процессами самого ребенка.

Опосредование ВПФ через культурные знаковые системы позволяет человеку выйти за рамки непосредственного опыта. Например, абстрактные математические символы дают возможность совершать сложные умозаключения и вычисления.

Таким образом, высшие психические функции носят исторический характер и являются продуктом социального конструирования реальности в культуре.

Развитие высших психических функций в онтогенезе

Формирование ВПФ у ребенка проходит определенные этапы.

  1. В раннем возрасте преобладают натуральные психические функции.
  2. С 2-3 лет начинается развитие первичных ВПФ в совместной со взрослыми деятельности.
  3. В дошкольном возрасте ВПФ переходят на внутренний план, но требуют внешних опор.
  4. В младшем школьном возрасте ВПФ интериоризуются и автоматизируются.

На развитие ВПФ большое влияние оказывают обучение и воспитание. При неблагоприятных условиях может наблюдаться задержка или нарушение этого процесса.

Исследования показывают, что целенаправленные занятия и тренировки помогают активизировать формирование ВПФ. Например, специальные упражнения развивают произвольное внимание у гиперактивных детей.

Таким образом, развитие высших психических функций тесно связано с социализацией. Их становление можно оптимизировать с помощью психолого-педагогических методов коррекции.

Системная организация высших психических функций

Согласно принципу системности, ВПФ представляют собой единую взаимосвязанную структуру, а не разрозненный набор способностей. Речь является системообразующим фактором, который опосредует работу всех остальных ВПФ.

Как показывает нейропсихология, каждая ВПФ имеет свое представительство в мозге, но в то же время разные ВПФ частично пересекаются. Например, пространственный анализ важен для зрительного восприятия, понимания чисел, грамматики и других ВПФ.

Таким образом, нарушение какого-либо одного звена ВПФ ведет к проблемам во всей системе. Это позволяет диагностировать механизмы расстройств психической деятельности по комплексу симптомов.

Произвольная регуляция высших психических функций

Важной характеристикой ВПФ является их произвольность - способность к осознанному контролю и управлению. Это отличает их от непроизвольных натуральных психических функций.

Уровень произвольности ВПФ повышается по мере взросления и накопления опыта. Ребенок сначала учится управлять вниманием и поведением под руководством взрослого, затем переходит к саморегуляции.

Механизмы саморегуляции ВПФ включают установление цели, планирование действий, самоконтроль, коррекцию ошибок. Это требует развитых функций сознания.

Осознанное управление собственными психическими процессами открывает путь к самосовершенствованию и реализации творческого потенциала личности.

Нарушения высших психических функций

Нарушения ВПФ могут возникать из-за поражений мозга, задержек психического развития, психических заболеваний. Различают первичные и вторичные нарушения ВПФ.

Диагностика включает нейропсихологическое тестирование, анализ структуры дефекта, выявление ведущего нарушенного звена в системе ВПФ.

При локальных поражениях мозга наблюдаются специфические расстройства ВПФ. Например, поражение левой височной доли ведет к нарушению речи.

Восстановление нарушенных ВПФ происходит через их экстериоризацию, перенос во внешний план деятельности с постепенной автоматизацией.

Для профилактики расстройств ВПФ важны здоровый образ жизни, развивающее обучение, тренировка психических функций и стрессоустойчивости.

Высшие психические функции и обучение

Знание закономерностей формирования ВПФ важно учитывать в обучении.

Необходим постепенный переход от совместной деятельности к самостоятельности, от внешней опоры к внутреннему плану действия.

Эффективны методы активизации и тренировки ВПФ: проблемные ситуации, дискуссии, мнемотехники, интеллектуальные игры.

Развитие ВПФ - ключевая цель воспитания и образования, позволяющая человеку в полной мере реализовать свой потенциал.

Высшие психические функции и психологическое консультирование

Понимание механизмов и закономерностей ВПФ позволяет психологу эффективно консультировать по вопросам:

  • Диагностики и коррекции проблем в развитии ВПФ
  • Профилактики и преодоления стресса
  • Развития способностей и саморегуляции
  • Повышения эффективности жизнедеятельности

В целом, изучение феномена высших психических функций открывает уникальные возможности самопознания и самосовершенствования человека.

Комментарии