Высшие психические функции: феномен человеческого разума
Высшие психические функции - это уникальные способности человеческого разума, которые отличают нас от животных. Как Homo sapiens достиг таких вершин интеллекта? Давайте разберемся в этом увлекательном феномене, чтобы лучше понять самих себя.
Происхождение высших психических функций
Изучение высших психических функций (ВПФ) началось в работах Л.С. Выготского и его школы в 1920-1930-х годах. Они определили ВПФ как сложные психические процессы, формирующиеся в ходе культурно-исторического развития человека. К ВПФ относятся мышление, речь, память, воображение, восприятие, внимание и др. Эти процессы качественно отличаются от элементарных психических функций животных. Их формирование тесно связано с развитием головного мозга и культуры.
Хотя зачатки ВПФ есть и у высших животных, но только у человека они достигают такой сложности благодаря использованию знаковых систем. Например, обезьяны могут запоминать ряды цифр, но неспособны к произвольному запоминанию с помощью логических приемов, как делает человек.
Всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов.
Таким образом, ВПФ имеют двойственную биологическую и социокультурную природу. С одной стороны, они опираются на возможности мозга, с другой - формируются в процессе усвоения знаний и навыков в обществе.
Социальная природа высших психических функций
Согласно Выготскому, ВПФ не врожденные, а формируются в онтогенезе под влиянием социальных факторов. Главную роль здесь играет язык как средство общения и передачи опыта.
Сначала высшие психические функции возникают в совместной деятельности ребенка и взрослого в виде диалога. Затем через интериоризацию они переходят на индивидуальный уровень и становятся внутренними психическими процессами самого ребенка.
Опосредование ВПФ через культурные знаковые системы позволяет человеку выйти за рамки непосредственного опыта. Например, абстрактные математические символы дают возможность совершать сложные умозаключения и вычисления.
Таким образом, высшие психические функции носят исторический характер и являются продуктом социального конструирования реальности в культуре.
Развитие высших психических функций в онтогенезе
Формирование ВПФ у ребенка проходит определенные этапы.
- В раннем возрасте преобладают натуральные психические функции.
- С 2-3 лет начинается развитие первичных ВПФ в совместной со взрослыми деятельности.
- В дошкольном возрасте ВПФ переходят на внутренний план, но требуют внешних опор.
- В младшем школьном возрасте ВПФ интериоризуются и автоматизируются.
На развитие ВПФ большое влияние оказывают обучение и воспитание. При неблагоприятных условиях может наблюдаться задержка или нарушение этого процесса.
Исследования показывают, что целенаправленные занятия и тренировки помогают активизировать формирование ВПФ. Например, специальные упражнения развивают произвольное внимание у гиперактивных детей.
Таким образом, развитие высших психических функций тесно связано с социализацией. Их становление можно оптимизировать с помощью психолого-педагогических методов коррекции.
Системная организация высших психических функций
Согласно принципу системности, ВПФ представляют собой единую взаимосвязанную структуру, а не разрозненный набор способностей. Речь является системообразующим фактором, который опосредует работу всех остальных ВПФ.
Как показывает нейропсихология, каждая ВПФ имеет свое представительство в мозге, но в то же время разные ВПФ частично пересекаются. Например, пространственный анализ важен для зрительного восприятия, понимания чисел, грамматики и других ВПФ.
Таким образом, нарушение какого-либо одного звена ВПФ ведет к проблемам во всей системе. Это позволяет диагностировать механизмы расстройств психической деятельности по комплексу симптомов.
Произвольная регуляция высших психических функций
Важной характеристикой ВПФ является их произвольность - способность к осознанному контролю и управлению. Это отличает их от непроизвольных натуральных психических функций.
Уровень произвольности ВПФ повышается по мере взросления и накопления опыта. Ребенок сначала учится управлять вниманием и поведением под руководством взрослого, затем переходит к саморегуляции.
Механизмы саморегуляции ВПФ включают установление цели, планирование действий, самоконтроль, коррекцию ошибок. Это требует развитых функций сознания.
Осознанное управление собственными психическими процессами открывает путь к самосовершенствованию и реализации творческого потенциала личности.
Нарушения высших психических функций
Нарушения ВПФ могут возникать из-за поражений мозга, задержек психического развития, психических заболеваний. Различают первичные и вторичные нарушения ВПФ.
Диагностика включает нейропсихологическое тестирование, анализ структуры дефекта, выявление ведущего нарушенного звена в системе ВПФ.
При локальных поражениях мозга наблюдаются специфические расстройства ВПФ. Например, поражение левой височной доли ведет к нарушению речи.
Восстановление нарушенных ВПФ происходит через их экстериоризацию, перенос во внешний план деятельности с постепенной автоматизацией.
Для профилактики расстройств ВПФ важны здоровый образ жизни, развивающее обучение, тренировка психических функций и стрессоустойчивости.
Высшие психические функции и обучение
Знание закономерностей формирования ВПФ важно учитывать в обучении.
Необходим постепенный переход от совместной деятельности к самостоятельности, от внешней опоры к внутреннему плану действия.
Эффективны методы активизации и тренировки ВПФ: проблемные ситуации, дискуссии, мнемотехники, интеллектуальные игры.
Развитие ВПФ - ключевая цель воспитания и образования, позволяющая человеку в полной мере реализовать свой потенциал.
Высшие психические функции и психологическое консультирование
Понимание механизмов и закономерностей ВПФ позволяет психологу эффективно консультировать по вопросам:
- Диагностики и коррекции проблем в развитии ВПФ
- Профилактики и преодоления стресса
- Развития способностей и саморегуляции
- Повышения эффективности жизнедеятельности
В целом, изучение феномена высших психических функций открывает уникальные возможности самопознания и самосовершенствования человека.