Как научить ребенка говорить: упражнения, методики и советы для родителей

Большинство молодых мам пребывают в постоянной тревоге, соответствует ли развитие первенца показателям нормы. До года их больше заботит физическое развитие: вовремя ли малыш начал держать головку, переворачиваться, ползать. Начиная с года подобные страхи уступают место переживаниям о правильном и своевременном развитии речи. Данная статья посвящена рекомендациям для заинтересованных родителей, как научить ребенка говорить с раннего возраста.

Развитие речи в младенчестве: основные стадии

Отечественные педиатры ориентируются на показатели, применяемые для малышей до года, представленные в таблице ниже.

Возраст Навыки
2 мес. Издавание криков с различной интонацией, выражающих удовольствие или неудовольствие
3 мес. "Гуканье" и гуление
6 мес. Появление в речи лепетных звуков ("бу", "ма", "па"), различение интонации говорящего
10 мес. Активный лепет (выражение требований и желаний с помощью слогоподобных вокализаций типа "та-та-та")
11 мес. Произнесение первых слов ("мама", "кака", "дай")
12 мес. Формирование словарного запаса из 9-20 простейших слов

Из таблицы понятно, когда ребенок говорит первое слово. Как правило, это происходит в возрасте до одного года. Рассмотрим подробнее, как формируется словарный запас малыша.

Активная и пассивная речь

Часто родителей беспокоит, что ребенок в год не говорит. Какие за этим явлением могут стоять причины? Чтобы исключить патологию развития, следует понимать: главный двигатель развития речи - общение. У малышей раннего возраста не соответствуют друг другу понимание (пассивная речь) и произнесение (активная речь).

Уже с новорожденным необходимо разговаривать, помогая себе жестами и мимикой. Эти приемы начинает применять со временем и сам малыш, постепенно отказываясь от движений руками в пользу речи. Усвоение новых слов происходит с помощью ритуала, который, по сути, является называнием: это кот, папа, сестра, стул.

Слово отличается от лепета тем, что под ним маленький человек подразумевает конкретный предмет или действие. Первыми в речи появляются слова, наиболее часто используемые взрослыми.

На начальном этапе малыш может применять одно обозначение для целого ряда сходных объектов. Так, называть "биби" все, что относится к понятию транспорт и имеет колеса: машинку, велосипед, трактор. При этом для себя он может их различать.

Следует понимать: маленький человек усваивает значительно больше слов, чем может произнести. Если ребенок в год не говорит, это может означать лишь тот факт, что ему не хватает полноценного общения.

Когда не стоит беспокоиться

Если в анамнезе нет факторов риска, способствующих задержке психофизического развития (тяжелые роды, нарушение слуха или зрения), двигательные функции и мелкая моторика не нарушены, то в годовалом возрасте следует обратить внимание на следующие моменты:

  • реагирует ли малыш на свое имя и речь окружающих;
  • понимает ли он простейшие команды и выполняет ли в процессе игры подражательные движения;
  • издает ли какие-либо звуки, пусть даже не похожие на обычные слова.

Положительный ответ свидетельствует о развитии пассивной речи. Активная же формируется индивидуально, и чаще прогресс наблюдается к полуторагодовалому возрасту. Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка говорить в год, остановимся на причинах, которые влияют на этот процесс. Заранее оговоримся: это не исключает необходимости заниматься с малышом в домашних условиях.

Что следует учитывать

Момент, когда ребенок говорит первое слово, зависит от многих обстоятельств. Перечислим основные:

  • Генетическая предрасположенность. Вполне возможно, что кто-то из ближайших родственников также дольше других молчал, накапливая на первом этапе лишь пассивный запас слов.
  • Пол ребенка. Считается, что девочки начинают разговаривать чуть раньше, зато мальчики быстрее переходят к построению более сложных фраз.
  • Интеллектуальные и познавательные способности.
  • Время общения с окружающими. Ни телевизор, ни современные игрушки не заменят маминого голоса и ее нежных рук.
  • Мотивация. Потребность в том, чтобы пользоваться речью, возникает там и тогда, когда помогает малышу достигать желаемого. При гиперопеке мотивация нарушается.
  • Использование пустышки.
  • Перегруженность занятиями, опережающими зону актуального развития.
  • Пережитый стресс (ссора родителей, переезд, насилие).
  • Наличие брата или сестры-двойняшки. С рождением сразу нескольких детей у них ослабляется мотивация к освоению языка из-за возможности особых контактов друг с другом.

Первые слова

Они состоят из простейших для произнесения малышом звуков и являются наиболее значимыми для него: мама, баба, папа. Детский словарик пополняется исходя из потребностей малыша и интересов, которыми живет семья.

На втором году жизни им ежемесячно осваивается примерно 20 новых слов, а произносится лишь 9. Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка говорить, необходимо знать те важные понятия, которые по произношению звуков вполне доступны годовалому человечку.

Перечень наиболее часто употребляемых слов составлен Олесей Жуковой на основе научных наблюдений. Итак, учимся говорить. Ребенку год, и в его словаре могут оказаться:

  • Те, кто его окружает: мама, деда, тетя, баба, папа.
  • Действия, которые совершает он сам или другие люди: топ-топ, ам-ам, тук-тук.
  • Животные и птицы: мяу, киса, ав-ав, ко-ко, иго-го.
  • Продукты: адя - вода, тяй - чай, ако - молоко.
  • Части лица: нос, рот.
  • Игрушки: але - телефон, миша - мишка.
  • Одежда: патье - платье, носок, шап - шапка.
  • Транспорт: у-у - самолет, би-би - машина.
  • Слова-состояния: бо-бо - больно, ой, ай.

Стоит обратить внимание, что большинство слов - названия. Малышу проще осваивать то, что ему демонстрируют, дополнительно проговаривая. Наиболее легко им воссоздаются следующие звуки:

  • губные согласные (б, п, м);
  • мягкие согласные (из-за этого речь ребенка часто называют сюсюканьем);
  • глухие согласные.

Советы по развитию речи

Как научить ребенка говорить в домашних условиях? Достаточно взять на вооружение следующие советы:

  • Родителям нужно не просто много разговаривать с малышом, но и обязательно реагировать на его ответы. Ребенку важно, чтобы его слушали и понимали.
  • Необходимо создавать ситуации, чтобы маленький человечек мог проговаривать уже известные ему слова.
  • Во время прогулок следует называть и показывать новые предметы.
  • Родителям не нужно копировать сюсюканье или неправильное произношение слов. Их речь должна быть грамотной.
  • Легко составить альбом из фотографий тех предметов, которые окружают малыша. Его следует просматривать, повторяя важные для него названия.
  • Можно собрать иллюстрации действий, позволяющие крохе запомнить глаголы: "бежит", "сидит", "ест", "спит".
  • Родители могут петь песенки вместе с малышом, который будет помогать отстукивать ритм.
  • Следует организовывать простейшие игры: постройку дома, кормление куклы, укладывание ее спать. Обязательно следует проговаривать действия в рамках словарного запаса малыша.
  • Родителям надо поправлять ошибки в речи, но не делать это в назидательной форме.

Отдельно остановимся на чтении, ибо это один из самых важных элементов формирования речи малыша.

Чем может помочь книга

Родителям, не читающим своим детям, не стоит удивляться, почему ребенок не говорит. Книги должны соответствовать возрасту и иметь красочные иллюстрации. На первом этапе желательно читать сказки и стишки, где действия, а посему и фразы, несколько раз повторяются. Примером могут служить "Репка" и "Курочка Ряба".

Во время чтения малышей нужно просить показывать картинки, иллюстрирующие героев произведения и их действия. Сначала лучше использовать объемные изображения и лишь ко второму году переходить на плоскостные.

Как показывать картинки

С полутора лет словарный запас малыша может достигать до 90 названий и действий. В его лексике появляются слова-предложения: "мяч" (подразумевается "дай мяч"), "ав-ав" ("собака идет"). Двухсловные предложения - это прерогатива более старшего возраста. Обычно к подобным высказываниям способны малыши старше двух лет. Речевое развитие поможет стимулировать правильная работа с иллюстрациями. Часто взрослые отмечают: ребенку купили дорогую и красочно иллюстрированную книгу, а он во время чтения быстро утрачивает к ней интерес. Объяснение феномена в том, что кроха не научился в рисованном изображении узнавать реальные предметы.

Что делать? Как помочь ребенку говорить с помощью иллюстраций из книг? Можно использовать следующий прием: закрыть на странице "лишние" изображения, оставив одну картинку. Для сравнения рядом поставить аналогичный реальный предмет и предложить сравнить их. Чтобы развить произвольное внимание, не следует сразу знакомить с большим количеством картинок. Необходимо руководствоваться еще одним правилом: во время чтения учить ребенка участию в диалоге. Ему следует задавать простейшие вопросы и просить показать ту или иную иллюстрацию.

Методика слухового контакта

Все дети индивидуальны. Что делать, если ребенок плохо говорит? Педагоги и психологи предлагают различные методики, подходящие конкретным малышам. Рассмотрим некоторые из них. Для младенцев до года и деток двухлетнего возраста подойдет прием, называемый методикой слухового контакта. Его суть в регулярном повторении одинаковых слов и целых фраз. Например, во время встречи следует использовать одно и то же приветствие. Это может быть "доброе утро", "привет", "здравствуй". Ребенок усвоит предлагаемое правило.

Из разнообразия книг можно выбрать наиболее любимую, которую стоит читать не реже одного раза в день. Даже если кроха сам не произносит ни слова, он будет восторженно реагировать на знакомые фразы.

Визуализация предметов

Данная методика подходит для самых маленьких. Чем больше органов чувств задействовано, тем лучше результат. Почти с колыбели можно применять кубики из мягких материалов. Тактильно приятные, с нарисованными предметами (продуктами или животными), они помогут малышу усвоить новые слова. Показывая картинку, следует проговаривать не только ее название, но и описание. Если ребенок затрудняется повторять, он все равно слышит и постепенно понимает. А вскоре научится произносить название предмета вслух.

Визуально-слуховой метод

Он применим для деток старше двух лет. Которые самостоятельно передвигаются и способны играть без участия взрослых. Им можно предложить говорящие игры для детей на соответствующих развлекательных устройствах – планшете, смартфоне, детском компьютере, плакатах с азбукой или умном телефоне. Эти приспособления "разговаривают" с малышом, называя выбранные предметы и позволяя ему их повторять.

Речевое развитие в форме игры проходит очень эффективно. Данные устройства приносят конкретную пользу. Среди современных игр на "Андроид" популярны те, где имеется питомец, требующий помощи. Это своеобразные аналоги ранее популярных тамагочи: "Говорящий щенок", "Говорящий кот", "Говорящий Крош".

Коллективное обучение

Общение подразумевает не только обмен информацией, но и совместную деятельность, во время которой развитие речи осуществляется довольно быстро. В подобных группах затрагиваются различные аспекты, помогающие проявить способности во многих областях.

Когда родители не знают, что делать, если ребенок плохо говорит, имеет смысл записать его в творческую студию или специальный кружок. Опытные воспитатели помогут сформировать навыки разговорной речи. Групповые занятия дают наиболее эффективные результаты, поскольку уровень развития самих детей значительно отличается. Более развитые малыши подтягивают остальных в процессе общения.

Примеры упражнений

Предлагаем несколько упражнений, решающих проблему, как научить ребенка говорить. В начале статьи говорилось о том, что некоторые звуки для произношения маленькими детьми довольно сложны. С помощью каких приемов можно над этим поработать?

  • Произносим "а". Ребенка следует усадить на колени, развернув стул к зеркалу. Произнести "а", широко открыв рот и привлекая внимание малыша к тому, как это делает взрослый. Можно развести ручки крохи в разные стороны, стимулируя его повторить данный звук. Следует добавить эмоции и встретить протяжным "а-а-а" любимого кота, например.
  • Произносим "о". При этом рот округляется, поэтому можно предложить малышу следующее упражнение - поднятие ручек над головой. Движение губ и рта при произношении следует гиперболизировать, заостряя на этом внимание. Можно использовать шарик, радостно приветствуя его: "О-о-о!".
  • Произносим "у". Губы при этом вытягиваются трубочкой. Ребенку можно предложить изобразить паровозик. Для этого ему следует вытянуть руки вперед и погудеть: "У-у-у!".

Умение выражать мысли и переживания словами - один из главных навыков социализации личности. Насколько эффективно человек владеет языком, настолько успешно сможет реализовать себя в жизни. Родителям следует помнить об этом, не жалея времени на занятия с малышом.

Комментарии