Эксперты Российского движения школьников провели опрос среди детей о качестве еды в их столовой. В нем участвовали 3500 учащихся со всей страны. Были выявлены серьезные проблемы в организации школьного питания.
Главные недостатки школьных столовых, по мнению детей, - невкусная еда. Часто она бывает недоваренная или недосоленная, а также холодная. Называется плохое качество приготовления пищи. В меню прописан небольшой выбор блюд, который предлагается детям, и они одни и те же изо дня в день. Из всех нелюбимых они назвали в первую очередь:
Ребятам хотелось бы самим выбирать ту пищу, которую они предпочитают. Интересы учащихся часто не учитываются, с ними не советуются, а они хотели бы принимать участие в обсуждении.
У школьников есть и любимые блюда, которые они желали бы видеть в рационе столовой. Ребята хотят видеть на своем столе следующую еду:
Учащиеся некоторых школ из городов России решили проверить, как организуется работа столовых. Они составили проекты по улучшению качества обедов в школьных столовых и вышли с предложениями к тем, кто отвечает за питание обучающихся. И получили положительный результат.
Учащиеся Вологды сами проверили работу школьной столовой. В исследовании приняли участие образовательные учреждения 26 городов области. Инициаторы, участвуя в данном мероприятии, в видеороликах представили результаты своих исследований.
Как выяснилось, не все благополучно с горячим питанием учащихся. Не вся еда готовится качественно, недостаточно продуктов для приготовления таких вариантов блюд, которые хотели бы видеть на обед ребята. Это в первую очередь салаты из овощей и фруктов, хлебобулочные изделия. Нет разнообразия, хотя некоторые столовые, имеющие свои пищеблоки, обладают возможностью готовить еду из фруктов.
Планируется ввести рисовую кашу в меню учащихся начальных классов. Блюда из этого продукта полагалось предлагать только обучающимся с определенными болезнями. Из предложенных ребятами вариантов будут включены в список детского питания блюда, соответствующие пожеланиям детей:
В рацион, кроме рыбных котлет, потому что не все их могут есть, должно быть включено рыбное филе в соусе.
По просьбе ребят рацион продуктов станет разнообразнее. Оплата за обеды осуществляется по безналичному расчету. Сделать это также просили ученики, поэтому в школах должны установить автоматы до конца учебного года.
Ребята средней школы города Одинцово создали программу по улучшению школьного питания. Шеф-повар Константин Ивлев представил свой вариант питания в столовой. В него включаются каши в гранулах, продукты сезона, другая сервировка и подача блюд.
У детей появится возможность выбора закусок, первого и второго. Можно будет самому выбирать еду из предложенных вкусных и полезных новинок, например, овощное рагу, мясо птицы.
Ответы школьников показали, что питание и воспитание связаны неразрывно. Дети хотят вместе со взрослыми участвовать в решении тех задач, которые требуют согласования с ними. Они хотят, чтобы считались с их мнением, уважали их выбор, в том числе в вопросах питания.
По мнению Ирины Плещеевой, исполнительного директора, нужно позволить детям принимать участие в обсуждении этих вопросов.
Что дети хотели бы изменить в школьном питании:
Необходимо прислушаться к предложениям и советам детей, тогда охват горячим питанием учащихся будет намного выше и станет меньше тех, кто глотает на ходу разные полуфабрикаты и пьет некачественные напитки. Речь идет в первую очередь о здоровье ребенка, что очень важно.
Отсюда вытекает первоочередная цель: готовить такую пищу, которую хотели бы есть дети.
Директор Департамента по вопросам образования заявляет о том, что ведомство тщательно контролирует процесс, связанный со школьным питанием.
Руководствуясь пожеланиями учащихся и рекомендациями Роспотребнадзора, работники общепита должны предоставить обучающимся качественное и разнообразное питание. Включать в рацион детского питания различные напитки, использовать для приготовления салатов различную зелень.
Родители также должны контролировать качество приготовления пищи в школьных столовых. Для осуществления принятых мер по улучшению качества приготовления блюд и культуры обслуживания учащихся им нужно регулярно сотрудничать со столовой.
Процедура приема пищи волнует не только детей, но и учительский коллектив. Со всей серьезностью нужно подойти к этой проблеме всем вместе. Тогда обязательно будут достигнуты необходимые результаты.