Подлинная история ацтекских хрустальных черепов: они находятся в музейных коллекциях по всему миру, но как они появились
Мексиканские хрустальные черепа - древние предметы культа, подлинность которых вызывает все больше вопросов. Исследователи полагают, что они были сделаны в XIX в. и продавались музеям под видом древнего артефакта. Рассказываем историю открытия и почему хрустальные черепа до сих пор ценят как уникальную находку археологов.
Оригинал или подделка?
В крупных музейных коллекциях по всему миру вы можете обнаружить мастерски вырезанные хрустальные черепа всех форм и размеров. Самые маленькие выглядят как карманный амулет, крупные превосходят размерами шар для боулинга. Хрустальные черепа привлекали внимание многих поколений, и даже в 21-м веке они выглядят впечатляюще.
В 1990-е Джейн Уолш, исследователь Смитсоновского национального музея, начала расследовать историю артефактов и выдвинула предположение, что это фальшивка.
Однажды музей получил в подарок от анонимного мецената ацтекский хрустальный череп. В документах говорилось, что раньше он принадлежал мексиканскому диктатору. Джейн Уолш знала об истории артефактов и об их неоднозначной славе. Существовало мнение, что хрустальные черепа, привлекающие музейных посетителей, на самом деле подделка. После исследования ацтекского черепа и у Уолш появились подозрения в его подлинности.
Он был слишком большим, с ошибками в пропорциях, зубы и вмятины на полушариях воссозданы с ошибками. В целом череп удивлял качеством обработки: округлость и полировка казались поразительными для древнего объекта.
Лабораторный анализ доказал подозрения Джейн. Черепа действительно были сделаны с помощью современных инструментов. Хрусталь добыт скорее в Бразилии, чем в Мексике.
Наука о черепах
Уолш начала изучать историю происхождения 2-дюймового экземпляра из коллекции Смитсоновского института. Казалось, он возник ниоткуда в конце XIX в. как экспонат музея в Мехико.
В карточке каталоге Уолш обнаружила анализ Уильяма Фошага – специалиста по искусству резьбы Мезоамерики. Автор указывал, что череп «определенно подделка», созданная с помощью современных ювелирных инструментов и техник.
Среди документов Уолш обнаружила упоминание человека, который мог быть причастен к авантюре. Звали его Юджин Бобан. В письме 1886 г. говорилось, что этот мужчина пытался продать поддельный хрустальный череп Национальному музею Мехико.
Имя Бобана ранее всплывало в расследовании. Британский музей купил миниатюрный хрустальный череп, ранее принадлежавший компании Tiffany & Co. Ювелиры купили артефакт на аукционе Бобана в 1897 г.
Постепенно все нити расследования сходились на периоде 1860-1890-х г. и отсылали к имени одного человека – Юджина Бобана.
Великий комбинатор
Юджин Бобан родился во Франции в 1834 г. Мужчина интересовался историей Южной Америки и неоднократно совершал туда путешествия. Позже он стал археологом и работал с Французской научной комиссией в Мехико. Бобан дружил со многими специалистами по древностям и сам собирал артефакты. Судя по каталогам, он продавал некоторые экземпляры музеям и коллекционерам в конце XIX в.
Как раз в это время всплыли поддельные хрустальные черепа, наводнившие европейские собрания. В 1886 г. журнальные заголовки кричали о «торговле поддельными мексиканскими древностями».
Музеи не остались в стороне, но у них было мало информации, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения в фальши. Они призывали экспертов помочь, а Юджин Бобан был известен как один из знатоков вопроса. Музейщики не подозревали, что он сбывает им подделки (возможно, он сам и придумал эту аферу). Бобан неплохо заработал на продаже и тщательно скрывал истинное происхождение черепов за вымышленными историями.
Откуда они взялись?
Истинное происхождение фальшивых мексиканских черепов до сих пор неизвестно. Джейн Уолш предполагает, что Бобан покупал их у старых христианских церквей в Мехико, которые правительство предназначило под снос.
Сам мистификатор намекнул будущим поколениям о своем соучастии в деле с фальшивыми артефактами. В интервью 1900 г. Бобан заявил:
Многие из так называемых хрустальных доколумбовых черепов были сделаны столь искусно, что почти не подвергались проверке и в обход экспертов были вручены как подлинники некоторым из главных музеев Европы.
Открытые вопросы
Не все хрустальные головы из Мексики оказались подделками. В ходе позднейших раскопок обнаружены другие сокровища ацтеков, и черепа оказывались нередкой находкой.
Они были частью духовного и погребального культа древних мезоамериканцев. Аборигены вырезали и церемониальные объекты из хрусталя.
Если учитывать их мастерство, то нетрудно понять, почему люди до сих пор верят в подлинность древних черепов. На протяжении 150 лет многие музеи продолжают экспонировать их, несмотря на сомнения в подлинности.
На сайте Британского музея есть информация о хрустальном черепе, пришедшем из Tiffany & Co. Дается пространное описание гипотез о его возникновении, однако прямого указания на подделку нет.
«Иных версий о происхождении и возможном использовании хрустального черепа множество, - говорится на сайте. – Вопрос остается открытым».