Ее преследуют вандалы: картина "Иван Грозный..." вернулась в Третьяковку
Это драматичное полотно, где мы видим истекающего кровью царского сына и глаза его монаршего отца, полные ужаса, снова вызывает трепет и восхищение. Именно так Илья Репин интерпретировал историческое событие, связанное с гибелью отпрыска Ивана Грозного. Однако этого произведения искусства мы могли бы лишиться. В последние 140 лет произошло два нападения на шедевр, первое — в 1913 году, а последнее — в 2018-м.
Картина Репина вернулась в Третьяковку
В Третьяковскую галерею возвращен один из самых известных и таинственных шедевров кисти Репина. Это произошло 16 декабря 2024 г. Тогда как в 2018-м полотно «Иван Грозный и сын его Иван» подверглось нападению одного из посетителей. Он повредил картину, столкнув с подставки ограждение.
Шедевр пришлось восстанавливать в течение нескольких лет. Сбербанк оказал в этом поддержку, став спонсором реставрации. Это был непростой процесс, и за судьбу произведения искусства переживали все.
Для реставрации было создано специальное оборудование, которое позволило вернуть полотну утраченные со временем цвета. После завершения работ картину поместили в антивандальную капсулу с особым микроклиматом.
Примечательно, что полотно уже подвергалось нападению вандала в 1913 г.
Первое повреждение шедевра
В начале января 1913 года произошло событие, которое нанесло серьезный ущерб картине. Ее повредил 29-летний Абрам Балашов, являвшийся иконописцем, старообрядцем. Он приходился сыном известному мебельному фабриканту. Абрамов три раза ударил картину ножом. Как следствие, лица персонажей пришлось писать практически заново.
На тот момент хранителем Третьяковки был Егор Хруслов. Узнав о случившемся, он не смог справиться с эмоциями: бросился под поезд. Илья Остроухов, будучи попечителем галереи, подал в отставку.
Абрам Балашов, который уже бывал в Третьяковской галерее и был знаком с ее сотрудниками, повредил полотно в 10:30 утра. Когда он вошел в зал, где висела картина Репина, он внезапно закричал и бросился к ней.
Он перепрыгнул через ограждение из веревки и трижды ударил картину ножом, при этом крича:
Довольно смертей, довольно крови.
Сотрудник музея Шейко незамедлительно последовал за ним, но смог отобрать у него оружие только после того, как тот трижды ударил по картине.
Задержанного отвели в кабинет галереи, где он сидел, закрыв лицо руками, и, находясь в крайне подавленном состоянии, повторял:
Это я, это я… Господи, что я сделал.
В ходе беседы с правоохранительными органами Балашов сознался, что давно хотел нанести ущерб картине.
На глазах у Репина выступили слезы
В музей прибыл Репин из Санкт-Петербурга. Он стоял перед картиной, и на его глазах блестели слезы.
Художник говорил:
Событие это произвело на меня впечатление страшно тяжелое.
По словам Корнея Чуковского, Репин был убежден, что одно из его лучших произведений безвозвратно утрачено.
Было принято решение, что реставратор Богословский займется восстановлением холста, используя метод дублирования, а сам Репин лично будет реставрировать поврежденную живопись.
Сотрудник Третьяковской галереи Черногубов делился с журналистами информацией о том, что полотно неоднократно вызывало бурную реакцию у посетителей музея:
Слабонервные люди положительно боялись смотреть на нее. Дамы старались проходить мимо, не останавливаясь. А в 80-х годах, когда картина была только что повешена, было много случаев обмороков и припадков перед ней.
Общественное возмущение москвичей
В статье, опубликованной 18 января 1913 года, говорится о том, что в этот день в Москве было неспокойно. Жители города были возмущены и собирались в Лаврушинском переулке:
Хранитель галереи выбился из сил, отвечая на расспросы, и в конце концов стал отказываться отвечать.
Инцидент вызвал волнение и в среде деятелей искусства.
Живописец Виктор Васнецов сокрушался:
Картина была лучшим произведением Репина, лучшей вещью в русском искусстве.
Но художник Николай Милиоти ясно увидел будущее.
Он считал:
Ужасный поступок изувера лишь вплетет новые лавры в славу этой картины и осветит ее трагическим и романтическим ореолом, который сияет над выдающимися произведениями великих мастеров.
Второй акт вандализма
В 2018 г., 25 мая, произошла очередная порча картины «Иван Грозный...» кисти Репина. Виновником стал 37-летний житель Воронежа по имени Игорь Подпорин. Он нанес удар по полотну металлической стойкой ограждения.
Защитное стекло было разбито, а холст в центральной части изображения царевича получил повреждения в трех местах. При этом лица и руки персонажей остались невредимы. Свой поступок вандал объяснил тем, что картина, по его мнению, оскорбляет религиозные чувства и не соответствует историческим фактам.
В 2019 году он был лишен свободы на два с половиной года в колонии общего режима. После отбытия наказания он был освобожден, а реставраторы продолжали работать над спасением произведения искусства.
В декабре 2024 года репинский шедевр вновь занял свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Процесс реставрации был сложным
Специалисты-реставраторы отмечают:
Картину расчистили от огромного слоя лака. Стали лучше видны детали. Можно увидеть дверной проем, ажурные изразцы печи. Стали ярче цвета, они усилили трагическое звучание произведения.
В течение четырех лет специалисты кропотливо восстанавливали знаменитое полотно Ильи Репина. Прежде чем приступить к работе, они провели многочисленные консультации с химиками и рентгенологами.
Работы по восстановлению проводились в специально оборудованном помещении. Для удобства реставраторов стены были окрашены в черный цвет, что позволило им более точно подбирать оттенки.
Также был установлен специальный стол и подвесное рабочее место для реставратора. Подобное оборудование не встречается ни в одном музее мира. В процессе работы использовались передовые технологии, которые постоянно совершенствовались.
Александра Орловская, художник-реставратор, рассказала:
Связь между крашеным и грунтом, грунтом и холстом была очень слабая, происходили отслойки, их количество все увеличивалось, и реставраторы привносили новые реставрационные материалы в это произведение.
Необходимо было также позаботиться о лечении ран, полученных в результате первой атаки, которая произошла в 1913 году.
До того как Подпорин в 2018 году совершил акт вандализма, многие считали, что картина обречена и спасти ее невозможно. Однако реставраторы совершили чудо, и теперь все желающие могут увидеть восстановленное полотно с 17 декабря.
Сотрудники Третьяковской галереи проведут экскурсии, на которых расскажут не только о процессе реставрации, но и о тайнах самой известной и вызывающей споры картины Ильи Репина.