Чехов, Император, доктор Борменталь: каким нам запомнится замечательный актер Борис Плотников

Сегодня в одной из московских клиник умер на 71 году жизни народный артист России Борис Григорьевич Плотников.

Зрителям он запомнился прежде всего по роли доктора Борменталя в фильме В. Бортко «Собачье сердце». Но это лишь одна из множества блестяще сыгранных им ролей, и настоящие ценители отечественного кинематографа, безусловно, об этом знают.

Детство и юность

Борис Григорьевич родом из Невьянска (небольшой городок в Свердловской области). Он родился первого апреля 1949 года в обычной семье, не имевшей никакого отношения ни к кинематографу, ни к театру. Его отец работал простым слесарем, а мама - инженером-технологом.

После рождения ребенка семья перебралась в Новоуральск, там же позднее Плотников учился в музыкальной школе. Инициатором выступила мама, мечтавшая о том, чтобы ее сын стал скрипачом. Но этому не суждено было сбыться: Плотников провалил экзамены в консерваторию. Зато ему удалось поступить в Свердловское театральное училище. Удача улыбнулась ему: он попал на курс к очень талантливому и известному преподавателю Юрию Жигульскому.

Театральная карьера

Актерский дебют состоялся в 1970 году на сцене Свердловского ТЮЗа. Плотников попал в театр по приглашению его директора, а по совместительству и наставника. Все началось с ролей сказочных героев, но позже в репертуаре актера появились роли и в постановках по классике. За десятилетие работы на театральной сцене Плотников сыграл тридцать ролей, в их числе, кстати, и Арамис из «Трех мушкетеров».

В Москву Борис Григорьевич перебрался в конце 1970-х годов и сразу был принят в труппу Театра сатиры, на сцене которого в первое время был дублером Андрея Миронова. В этот период репертуар актера пополнился ролями в таких спектаклях, как «Вишневый сад», «Феномены», «Ремонт», «Тени», «Бешеные деньги».

В 1988 году Плотников поступил на службу в театр Советской Армии. Это был продолжительный и очень плодотворный период в его карьере. Работа началась с ввода в уже готовую постановку - «Идиот» (режиссер Леонид Хейфиц). Плотников буквально запрыгнул в вагон уходящего поезда. Актеры, игравшие князя Мышкина, были заняты в Москве, а труппа должна была отправиться на гастроли.

Плотникова ввели в спектакль на ходу, не возлагая особых надежд, рассчитывая, что он сыграет всего четыре спектакля. Однако не только режиссер, но и публика остались под большим впечатлением от игры актера, и роль закрепилась за ним на долгие двенадцать лет. Кроме того, Плотников играл в «Маскараде», «На дне», «Много шума из ничего».

В 2002 году Борис Григорьевич перешел в МХТ им. А.П. Чехова. Он также активно занимался преподавательской деятельностью, являясь профессором кафедры в ГИТИСе.

Начало карьеры в кино

Успех в кино пришел не сразу. Актер проходил регулярно пробы на Свердловской киностудии, желая получить хотя бы роль второго плана, но ему отказывали. Причина отказа - некиногеничность - сейчас кажется уже смешной.

И все же дебют состоялся в картине «Восхождение» режиссера Л. Шепитько. На роль претендовали Высоцкий, Мягков, Губенко - очень впечатляющая подборка актеров. Однако Шепитько хотела именно малоизвестного артиста, поэтому все они получили отказ.

Основная часть съемок проходила зимой под Муромом. Суровые погодные условия молодого актера не испугали, ведь он так давно хотел попасть на экран. Сыграл он блестяще и сразу после выхода картины на экран был признан одним из самых перспективных молодых актеров СССР. Фильм, к слову, получил Гран-при на Международном кинофестивале в Берлине.

Далее последовали весьма разнохарактерные роли, которые в полной мере помогли раскрыть многогранность актера: иконописец в «Емельяне Пугачеве» (1978 г.), Дон Луис в «Дульсинее Тобосской» (1980 г.), обаятельный авантюрист в «Невероятном пари» (1984 г.), царевич в «Петре Великом» (1986 г.) и Петр III в «Михайло Ломоносове» (1986 г.).

"Звездная" роль

Второй по-настоящему звездной ролью стал доктор Борменталь в «Собачьем сердце». После выхода фильма на Плотникова буквально обрушилась слава. Картина Бортко справедливо заняла место в «Золотом фонде» советского кинематографа и спустя десятилетия по-прежнему остается одной из наиболее любимых у зрителей.

Борис Григорьевич очень строго относился к выбору проектов, не желая сниматься ради денег в мыльных операх и низкосортных мелодрамах, считая, что тем самым «понизит планку» своего мастерства.

В 2000-х годах на экране он стал появляться все реже. Плотников сыграл Великого князя в драме «Империя под ударом» (2000 г.), а в 2006 г. Н. Бондарчук пригласила его в свою картину «Пушкин. Последняя дуэль»: актерская игра была филигранной, впрочем, в этом никто и не сомневался.

Борис Григорьевич считал себя скорее театральным актером, чем кинематографическим. Позволим себе с этим не согласиться и отметим, что он был одним из тех артистов, которым подвластны все амплуа и жанры, как на театральных подмостках, так и на большом экране.

Комментарии