«Хочешь быть свободным — будь им!» Вспоминаем Сергея Параджанова, гения кино, прошедшего через ад советской тюрьмы

20 июля любители и знатоки кино вспоминают одного из величайших кинорежиссеров ХХ века. Сняв несколько фильмов, признанных шедеврами мирового кинематографа, Сергей Параджанов прошел через ад советской тюрьмы, в которой не только выжил, но и не растерял своего уникального таланта. Выйдя, гениальный художник продолжил создавать для людей красоту. Восхищенная его беспримерной стойкостью, Белла Ахмадуллина назвала Сергея Параджанова

самым свободным человеком самой несвободной страны.

По мнению Андрея Тарковского:

В СССР не запугать человека невозможно. Но Параджанова все же не запугали. Он, пожалуй, единственный в своей стране олицетворял афоризм: Хочешь быть свободным — будь им.

Годы заточения дали о себе знать. Здоровье выдающегося мастера было серьезно подорвано пережитыми лишениями. 20 июля 1990 года его не стало. В нашей статье мы вспомним интересные факты из биографии Сергея Параджанова.

Детство

Будущий выдающийся художник родился 9 января 1924 года в Тбилиси в армянской семье. Он был третьим ребенком в семье, имел старших сестер Анну и Рузанну. В течение десяти лет (1932—1942) мальчик учился в русской школе № 42. Окончив школу, какое-то время работал на фабрике игрушки, что в дальнейшем наложило отпечаток на его творчество — художник Параджанов нередко использовал в своих инсталляциях кукол.

На формирование эстетического восприятия Сергея Параджанова повлиял тот факт, что его отец Иосиф Сергеевич торговал антиквариатом, будучи с детства окруженным старинными прекрасными вещами, его наследник рано научился в них разбираться. Атмосфера детства отражена Параджановым в картине «Цвет граната», а также в нереализованном сценарии «Исповедь».

Годы студенчества

В 1942-м Сергей Параджанов начал обучение в Тбилисском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1943-м сменил вуз, поступив в Тбилисскую консерваторию (на вокальный факультет). Во время Второй мировой войны юноша выступал с концертной группой перед ранеными в госпиталях. В 1945-м Параджанов стал обучаться вокалу в Московской государственной консерватории. В 1946-м поступил на режиссерский факультет во ВГИК, где его педагогом был И. А. Савченко. На курсе вместе с молодым Параджановым обучались М. Хуциев, А. Алов, В. Наумов, Ю. Озеров и др. В 1948-м году И. А. Савченко вместе с учениками занимался съемками фильмов «Третий удар» и «Тарас Шевченко». Известно, что именно Параджанов предложил на роль Шевченко молодого Сергея Бондарчука.

Арест

В августе этого года во время съемок картины Сергей Параджанов был арестован в Тбилиси по делу Н. Микавы, главы ГОКС (Грузинского общества культурных связей), члены которого обвинялись в идеологических отступлениях. Военный трибунал приговорил его и других обвиняемых к 5 годам, формально осудив за однополые отношения. Лишь заступничество учителя И. А. Савченко, привлекшего к делу известных украинских писателей Н. Рыбака, А. Корнейчука и В. Василевскую, помогло добиться освобождения молодого режиссера.

Первый брак

Зимой 1951-го в жизни Сергея Параджанова произошло событие, ставшее для него одним из сильнейших потрясений. В январе он женился на молдавской татарке Нигяр. В начале февраля стало известно, что родственники девушки убили ее за вероотступничество, бросив под поезд.

Киев

В 1952-м, по окончании ВГИКа, молодой режиссер был распределен в столицу Украины. Первые фильмы Сергея Параджанова (документальные: «Думка», «Наталия Ужвий», «Золотые руки», художественные: «Первый парень», «Украинская рапсодия», «Цветок на камне») были выдержаны в духе соцреализма и не имели успеха у зрителей. Художнику не удалось работать "как все".

Сергей Параджанов: личная жизнь

В ноябре 1955-го режиссер повторно вступил в брак. Его избранницей стала 17-летняя дочь советского дипломата Светлана Щербатюк. Спустя 3 года в семье появился сын Сурен. Отношения супругов вскоре разладились. В 1961 г. брак распался.

В доме у Сергея Параджанова и его жены часто бывали в гостях разные люди. Режиссер ставил перед ними импровизированные постановки, демонстрировал отечественное и зарубежное кино. Нередко собравшиеся откровенно, без купюр обсуждали художественные и общественно-политические вопросы. Большое влияние на него оказало знакомство и затем дружба с А. Тарковским. Известно, что уже в те годы Сергей Параджанов оказался в поле зрения КГБ.

«Тени забытых предков»

В 1964 году в творческой судьбе режиссера произошли коренные перемены. На киностудии им. А. Довженко был создан один из лучших фильмов Сергея Параджанова. Картина «Тени забытых предков» представляет собой «эпический сказ», снятый по мотивам повести М. Коцюбинского, о любви молодого гуцула Ивана к девушке Маричке, представительнице соседнего враждебного клана. В картине поднимались глубокие философские вопросы, к которым в течение своего творчества режиссер еще не однажды возвращался: судьба, любовь, жизнь и смерть, телесное и духовное…

Кинолента, в которой впервые во всей полноте проявились характерные черты его творчества: мистичность, визуальная выразительность, пластика, поэтичность, живописность, образность, тонкий психологизм, - стала первым крупным творческим успехом режиссера, ярким образчиком «поэтического кинематографа». Режиссер вошел в историю кино как один из основателей «новой советской волны».

Результатом выступления Параджанова на премьере картины в кинотеатре «Украина» 4 сентября 1965 г., в котором он открыто выразил свою поддержку арестованным украинским писателям-шестидесятникам, стал новый всплеск репрессий. Режиссера больше не выпускали за границу, а прокат картины в Советском Союзе был ограничен.

Сергей Параджанов: фильмы второй половины шестидесятых

1 июня 1965 г. режиссер начал съемки «Киевских фресок». Спустя несколько месяцев фильм закрыли, обвинив автора в «мистически-субъективном отношении к современной действительности».

В 1967 г. на киностудии «Арменфильм» была запущена в производство картина «Саят-Нова», в которой Параджанов намеревался реализовать свои художественные задумки и наполнить фильм аллегориями, психологизмом, символизмом, этнографичностью. Однако из-за открытой антисоветской позиции Параджанова картина подверглась многочисленным цензурным правкам и ограничению в прокате. Было рекомендовано сменить ее название – с «Саят-Нова» на «Цвет граната».

«Сценарный период»

В 1969-м году режиссер возвратился в Киев, однако снимать кино ему не разрешали. Во время начавшегося «сценарного периода» Параджанов создал сценарии к автобиографии «Исповедь», фильмам «Ара Прекрасный» «Давид Сасунский», «Дремлющий дворец», «Демон», «Икар», «Золотой обрез» и др. В 1970 г. художник вновь обратился к творчеству М. Коцюбинского, написав сценарий «Интермеццо» по мотивам одноименной повести украинского классика, однако подготовка к съемкам была остановлена. В 1973-м Сергей Параджанов на «Арменфильме» начал работу над фильмом «Чудо в Оденсе». Работа прервалась из-за внезапного ареста режиссера.

В заключении

17 декабря 1973 г. во время визита в Киев Параджанова арестовали и поместили в Лукьяновскую тюрьму. Он был обвинен в «организации притона разврата» и «совращении мужчин». По замечанию историков и биографов, характер судебного процесса имел все признаки политического заказа. 25 апреля 1974 г. на закрытом заседании Киевским областным судом Сергей Параджанов был приговорен к 5 годам заключения в лагере строгого режима с конфискацией имущества.

Известно, что во время пребывания в Ладыжинской исправительной колонии (с. Губник Винницкой обл.) выдающийся режиссер подвергался жестоким истязаниям. В соответствии с его обвинением, лагерной кастовой системой он был низведен до самой унижаемой категории зэков.

…Часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу салями, конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я — это страшно! –

писал Параджанов друзьям.

В тюрьме Сергей Иосифович заболел сахарным диабетом. Стремясь закончить мучения, предпринял попытку суицида. В 1975 узнал о смерти матери. Его постоянно переводили из лагеря в лагерь.

Несмотря на все невзгоды, постепенно Параджанову удалось освоиться и даже завоевать определенное уважение, связанное в его талантом: в тюрьме он продолжал свои художественные поиски, делал рисунки, поделки. Самой известной из его картин того периода стала «Плачущая Джоконда» (интерпретация знаменитой картины Да Винчи).

Освобождение мастера

Широкую общественную кампанию за освобождение Параджанова поддержали многие известные люди: А. Тарковский, В. Шкловский, Л. Брик, С. Герасимов, Ю. Никулин, Федерико Феллини, Джон Апдайк и др. Все их обращения властью игнорировались. Дело сдвинулось с мертвой точки после обращения к Л. И. Брежневу французского писателя Луи Арагона, зятя Л. Брик. Режиссер был выпущен на свободу за год до окончания срока. Ему не разрешалось проживать в Москве, Ленинграде, Киеве и Ереване.

Тбилиси

Он поселился в городе своего детства. У себя в доме опять открыл эстетический салон, где проходили творческие вечера, создавал инсталляции и коллажи, делал аксессуары, скульптуру, кукол и т.д. Создаваемые Параджановым сценарии не рассматривались, проекты не реализовывались. Для того чтобы прожить, художник продавал антиквариат.

В 1981 после выступления Параджанова на обсуждении скандального спектакля Ю. Любимова «Владимир Высоцкий» в Москве КГБ опять взяло его под прицел. Опять было сфабриковано дело, и Параджанов оказался в тюрьме. И снова спустя 9 месяцев он был освобожден, благодаря заступничеству друзей: Т. Гуэрра, Р. Чхеидзе, А. Тарковского, Б. Ахмадуллиной, М. Вартанова, М. Антониони и др.

Возвращение в профессию

Авторитетное заступничество вновь открыло перед Параджановым дорогу в кинематограф. В 1985 г. состоялась премьера фильма «Легенда о Сурамской крепости» - о смысле жизни, развитии, покаянии, самопожертвовании, снятая по мотивам повести Д. Чонкадзе. Фильм получил мировое признание.

Во второй половине восьмидесятых Параджанов выпустил две картины:

  • «Арабески на тему Пиросмани» (1985). Короткометражная художественно-документальная лента о выдающемся грузинском художнике.
  • «Ашик-Кериб» (1988). Фантасмагорическая сказка о невзгодах жизненного пути художника, посвященная памяти А. Тарковского.

В этот период им созданы сценарии:

  • «Мученичество Шушаник» (1986).
  • «Сокровища горы Арарат» (1986).
  • «Этюды о Врубеле» (1989) (фильм снят Л. Осыкой).
  • «Лебединое озеро» (1990) (составлен из фрагментов магнитофонных записей лагерных рассказов Ю. Ильенко, им же снят фильм).

Выдающийся режиссер оставил после себя множество художественных работ: инсталляций, рисунков, кукол, мозаик, картин. Многие из них были переданы в Музей Сергея Параджанова, некоторые хранятся в приватных коллекциях. Сам художник относился к своим коллажам как к «спрессованным фильмам»: в них он оставался свободным от запретов цензуры, ограничивавших его в настоящем кино.

В восьмидесятые к Параджанову приходит мировая слава: он посещает кинофестивали в Роттердаме, Мюнхене, Венеции, Нью-Йорке, получает призы и награды (за лучшее инновационное кино (1987), за фильм «Ашик-Кериб» (1989) и т.д., принимает у себя мировых звезд (М. Мастрояни, Ива Сен-Лорана и др.)

Мне кажется, что режиссером надо родиться,

— говорил он в одном из поздних интервью, -

…стать режиссером, руководить, создать мистерию, создать пластику, выдумать ее и замучить кругом людей своим артистизмом...

Болезнь

В 1990-м им была начата работа над фильмом «Исповедь». Первый день съемок, 7 июня, стал последним рабочим днем режиссера. На следующий день ввиду начавшегося кашля с кровью Параджанов был осмотрен врачом. Вскоре у него диагностировали рак легких. Режиссер боролся с болезнью почти год. 20 июля он умер в ереванской республиканской больнице. В 2023 г. по запросу украинского института национальной памяти Сергей Параджанов был реабилитирован.

Комментарии