“Я не могу соглашаться на правила, которыми живет кино”: Татьяна Арнтгольц о принципах, везении в профессии и любви к театру
По мнению многих кинокритиков, Татьяна Арнтгольц – воплощение женственности, интеллекта, простоты в классическом понимании этого слова и глубины в одном лице. Это человек, в котором сошлись, как любил говорить Николай Бердяев, "микрокосм и макрокосм". Актриса, умеющая преподать свою героиню так, что оторваться от экрана будет невозможно до самых финальных титров.
О первых киноработах
Впервые Татьяна Арнтгольц появилась на экранах в роли Кати Трофимовой в сериале "Простые истины". Был конец 90-х, непростое время в сфере кинематографа, но актриса вспоминает его как самое светлое и приятное. Она рассказывает: "Это было первое кино для школьников и про школьников в таком серьезном формате. Его смотрели все, даже 20-летние, потому что ничего похожего не было у нас.
И это было снято так профессионально, хорошо, что и сейчас ничего подобного не снимают пока. Потому мне повезло, конечно, попасть в этот проект. Он был добрый такой, наивный. Теперь это уже не снять, потому что другое время, дети другие совсем. У меня дочь-подросток, ей 14 лет, и она другая планета совершенно. Все доступно, открыто, они умнее нас. Такой фильм им бы показался глупостью несусветной".
О принципах
Продолжая тему другого времени и разности поколений, Татьяна говорит: "Да, мне бы хотелось думать, что именно хорошее кино формирует личность. Вот дети в 90-е посмотрели "Простые истины" и стали добрее, хотя в те лихие годы и они всякого навидались. Я и теперь хочу, чтобы кино формировало людей, настраивало на правильные вещи. Потому я стала меньше сниматься.
Я не могу соглашаться на правила, которыми живет кино. Сегодня оно диктует слишком жесткие законы, но я с этим не согласна. У меня, слава богу, есть возможность выбирать себе роли, что мне особенно близко, а что - нет. Я никогда не стану играть роли, связанные с насилием, ущербных матерей, которые издеваются над детьми. Не буду играть эскортниц, содержанок, продажных теток. Это мой принцип”.
О везении в профессии
Звезда честно признается, что своей успешной карьере она во многом обязана везению. Она объясняет: "Мне с самого начала везло с режиссерами. Я такая маленькая, неопытная, я ничего еще не понимала про какие-то внутренние стержни героя, про характер. Но мне так понятно подсказывали, направляли, что становилось легко. И роль складывалась сама собой.
С партнерами тоже везло. Никогда мне не попадались те, кто бросит в процессе съемок со словами: "Ну, барахтайся тут сама". Не было такого. Партнеры были понимающие, поддерживающие. Мне вообще везло всегда в профессии. Ведь, когда нет опыта, хорошо можно сделать только интуитивно, но нужна правильная поддержка".
Об испытании медными трубами
После успеха сериала "Простые истины" Татьяна Арнтгольц стала по-настоящему знаменитой. В свои 17 лет она стала буквально купаться в славе. В начале 2000-х в Москве для девчонки из провинции было много соблазнов, но что-то не позволило ей сломаться, сойти с намеченного пути, утонуть в омуте популярности.
Сама актриса вспоминает: "Я просто была очень хорошо воспитана. Мне даже в голову не могло прийти бросить учебу, отказаться от своей мечты стать хорошей актрисой. Я не понимаю, что происходит в головах у тех, кто еще вчера был никем, а потом вдруг решает, что он бог и царь. С чего они это берут? Со мной такого не могло быть, я другой человек просто.
Мы с сестрой всегда были домашними, спокойными. У нас даже переходного возраста как такового не было. Мы не убегали из дома, не терялись нигде, не совершали безумных поступков. Даже у моей дочери сейчас есть такие моменты, которые она не может объяснить. Она делает что-то нетипичное, безумное и не понимает сама зачем. У меня такого не было. Поэтому и медные трубы я прошла легко, незаметно".
О любви к театру
Татьяна Арнтгольц признается, что не представляет своей жизни без театра. Своей любимой работой она называет антрепризный спектакль "Двое на качелях". Артистка рассказывает: "Этот спектакль мы играем с 2012 года, вот уже 12 лет. Мы выросли на нем, у нас с партнером Гришей Антипенко столько всего в жизни произошло за это время. У него двое детей появились, у меня сын родился. Целая жизнь просто. И мы росли вместе и передавали зрителю свое видение мира, делились энергетикой.
Еще одной масштабной своей работой считаю "Тихий Дон". Я поначалу думала, что это совсем не моя история, что это далеко от меня. Но потом я вжилась в роль Аксиньи и поняла: это ведь роль без потолка. Сколько ее не играй, каждый раз будут находиться новые грани, и я до сих пор их ищу. Только в театре можно вот так проживать годы на сцене, делясь со зрителем трансформацией своей души".
Об изменениях а сфере культуры
Однажды Татьяне Арнтгольц задали вопрос: "Если бы вы стали министром культуры, какие первые три закона вы бы издали?" Актриса ответила так: "Первым законом я бы подняла зарплату артистам театров, особенно в провинции. Я мечтаю, чтобы стереотип "актеры театра всегда нищие" ушел в прошлое навсегда. Это тяжелейший труд, и неправильно, чтобы за него люди получали такие копейки.
Вторым законом я бы добавила бюджетные места в театральных вузах. В мою бытность обучение было бесплатным, платно учились только иностранцы или если получаешь второе высшее. Теперь же в вузах по 5, максимум 10 мест бюджетных, остальные платные. Это неправильно. Я бы это тоже поменяла.
И третье: я бы хотела, чтобы сегодня снова снимали больше военных фильмов, как раньше. Но хороших, качественных, душевных. Если мы будет говорить об этом, мы никогда об этом не забудем. Это будет поддерживать подвиг наших людей, наших родных. Обязательно нужно снимать, нести через экран людям правильные установки. И тогда мы все будет жить в мире".