Как ответит "Газпром"? Предположение The Financial Times

Падение мировых цен на углеводородное топливо и сырье больно бьет по экономикам стран-экспортеров. Казалось бы, они заинтересованы в повышении биржевых котировок. Однако, как считает финансовый аналитик Джек Фарчи, от российского концерна «Газпром» можно ожидать совсем противоположного, а именно игры на понижение. Свои соображения он изложил в газете The Financial Times.

Американская нефтегазовая экспансия и ее причины

До недавнего времени экспорта углеводородов из США не было как такового. Разрешила вывозить из страны нефть и газ администрация президента Барака Обамы. Целей у этой меры несколько. Во-первых, давно пора хотя бы уменьшить астрономический внешний долг, поскольку выплатить его полностью в ближайшей перспективе не представляется реальной возможности. Во-вторых, таким образом можно «приструнить» некоторые непокорные арабские страны, зависящие от экспортных валютных поступлений и имевшие неосторожность жестко привязать курсы собственных национальных денежных единиц к американскому доллару. В третьих, самое время принять меры к России, проводящей независимую политику и представляющей собой угрозу глобальному доминированию США. В настоящий момент принимаются и другие меры по расшатыванию экономики РФ, но увеличение добычи и экспорта природного газа и нефти (их цена взаимосвязана) является приоритетной.

Саудовская «вилка»

От действий американских операторов на мировом и европейском углеводородных рынках страдает не только Россия. Руководство Саудовской Аравии, кровно заинтересованное в повышении цены на главную статью своего экспорта, колеблется между двумя прямо противоположными решениями. С одной стороны, добычу следует уменьшить, что, по всем законам экономики, приведет к росту котировок. Но с другой стороны, этим незамедлительно воспользуется новый агрессивный игрок, а именно США. Он захватит освободившиеся рынки, увеличит прибыли и получит возможность дальнейшего инвестирования добывающей отрасли, куда мгновенно устремятся живительные потоки денежных вливаний. Получается картина, проигрышная в любом случае. Снизить добычу – потерять сейчас и много. Повысить – тоже убытки, цена упадет. Ситуация в Саудовской Аравии усугубляется тем, что практически никаких других источников пополнения национального бюджета нет. То же самое, кстати, происходит в экономиках других нефтедобывающих стран Ближнего и Среднего Востока. Саудовская Аравия просто богаче в ресурсном отношении всех остальных.

Объемы резервов

То, что «газовая война» в Европе между США и Россией неизбежна, понятно всем. Очень скоро на этот региональный рынок хлынет поток заокеанских углеводородов, и «Газпрому» придется удерживать свои позиции, не считаясь при этом с потерями. Но, по мнению Джека Фарчи, российский концерн уже приготовил ответные меры, и предсказать их нетрудно. «Газпром» с высокой долей вероятности продолжит обрушение цены вопреки обычной логике. Другого выхода у него просто нет. В пользу этого варианта развития стратегии говорят три главных фактора, не считая второстепенных. Игра рискованная, но только она может привести к полному поражению молодой американской добывающей промышленности. Главным фактором грядущей победы Фарчи считает наличие у России самых больших в мире резервов (примерно сто миллиардов кубометров, таких объемов нет даже у лидирующей по запасам страны, Саудовской Аравии). В решающий момент «Газпром» сможет выбросить на глобальный или европейский рынок газ в количестве, гарантирующем конкурентный успех.

Вместимость экспортной структуры

Америка не сможет противостоять российскому «Газпрому» еще и потому, что у ее европейских партнеров просто нет достаточно объемных хранилищ, а создать их уже не позволяет время. Экспортная структура создается не одномоментно, требует существенных затрат, а все это влияет на себестоимость и общую рентабельность. В настоящий момент американские и российские хранилища, обеспечивающие бесперебойное снабжение потребителей в Европе, соотносятся как два к трем. В пользу России, разумеется.

Себестоимость доставки

У «Газпрома» самые низкие издержки на доставку единицы объема. Каким бы ни был дешевым морской транспорт, трубопровод все равно вне конкуренции. Джеймс Хендерсон из Оксфордского энергетического института оценивает стоимость транспортировки из России в Германию миллиона БТЕ в 3,5, а в случае перевозки сжиженного топлива специальными танкерами она обойдется как минимум в 4,3.

Разумеется, на войне как на войне, и "Газпрому" эта битва «влетит в копеечку». По предварительной оценке вытеснение конкурента в лице США из Европы будет стоить $ 1,3 млрд. Эти недополученные в результате снижения цены доходы вполне оправданы, и для российского концерна хоть и болезненны, но приемлемы. Результат предсказуем, в убыток американская добывающая промышленность работать не сможет, инвестиции в нее сократятся, а «Газпром» сохранит свои позиции в Европе, что позволит в дальнейшем компенсировать убытки.

Комментарии