Фермеры из Мексики нашли древнюю статую богини плодородия
В первый день нового 2021 года фермеры общины Идальго Амаджак из Веракруса (Мексика) обнаружили в цитрусовом поле целую женскую скульптуру высотой почти два метра. После осмотра, проведенного экспертами Национального института антропологии и истории (INAH) в понедельник, 4 января, было подтверждено не только то, что это произведение искусства относится к доиспанской эпохе, но и является первым в своем роде, обнаруженным в бассейне реки Туспан.
В связи с этим важным открытием министр культуры Мексики Алехандра Фраусто Герреро поздравила соотечественников.
Со своей стороны генеральный директор INAH Диего Прието Эрнандес отметил важную работу, проделанную государственными представительствами Института по признанию, восстановлению, исследованию и спасению исторического наследия Мексики. По его словам, это великолепное изображение женщины позволяет подтвердить предположения о важной роли женщин в этом культурном регионе, что воплощены в этноисторических источниках, одновременно открывая новые направления исследований богатейшей культуры уастеков.
Юная богиня
По словам исследователя из центра INAH Veracruz, археолога Марии Эухении Мальдонадо Вите, ответственной за полевую инспекцию, найденная статуя изображает молодую богатую женщину. Вероятнее всего, это правительница или представительница высших сословий. Такие выводы ученые сделали из-за ее осанки и одежды. Стоит отметить, что ранее почти все женские скульптуры уастеков считались различными попытками отдать дань уважения богине Тлазолтеотль.
Фигура, как уточняется, сделана из известняковой породы и имеет размер 60 сантиметров в самой широкой части и около 25 сантиметров в толщину. Она отлично сохранилась, благодаря чему археологи смогли в деталях изучить ее особенности.
У женщины маленькое лицо, открытые и полые глаза. Предполагается, что они должны были заполнены вставками из обсидиана или другого камня. Бросается в глаза и убранство статуи - высокий головной убор, ожерелье, в центре которого заметен каплевидный орнамент, известный как oyohualli. Торс одет в рубашку с длинными рукавами и длинную юбку, доходящую до щиколоток и обнажающую пару босых ног.
В ожидании новых открытий
Учитывая географическое расположение места, где была обнаружена скульптура, между археологическими памятниками Точпан (Туспан) и Кастильо-де-Тейо, есть смысл предположить, что находка связана со скульптурной традицией и культурой Уастека, хотя определенные черты произведений искусства центральной Мексики тоже присутствуют. Исследователи относят статую к позднему постклассическому периоду (1450-1521 гг. н. э.).
По словам археолога Марии Эухении Мальдонадо Вите, во время инспекционного визита было замечено, что эта статуя находится внутри ранее неизвестного, но обширного археологического памятника.
Здесь не были обнаружены близлежащие монументальные сооружения, зато найдены довольно низкие постройки, вероятно, жилые. Поэтому ученые считают, что статуя была перемещена со своего первоначального места еще в доиспанские времена.
Стиль молодой женщины из Амаджака похож на изображения уастекских богинь земли и плодородия, но с внешним влиянием, возможно, науа, что можно увидеть в инкрустированных глазницах, которые не являются цельной частью скульптуры. Кроме того, ткань, которую женщины Уастека носят под юбкой, всегда гладкая, а у этой статуи есть орнамент из узлов и лент.
Исследователь из центра INAH Veracruz подчеркивает, что требуются дальнейшие исследования статуи, а также археологического памятника, на котором она была найдена и который на данный момент называется Идальго Амаджак.
Такие исследования, детали которых должны быть определены в диалоге между INAH, городским советом Аламо и сообществом, позволят выяснить с помощью первоначальных наземных экскурсий протяженность объекта, его временную и культурную принадлежность, а также другие характеристики.
Будущее находки
На данный момент скульптура молодой женщины из Идальго Амаджака находится под охраной владельцев цитрусовых земель, в которых она была обнаружена. Между INAH и заинтересованными сторонами будет проведен диалог, чтобы определить ее будущее местоположение.
Это открытие не только проливает больше света на существование консолидированной скульптурной традиции в регионе, но и является примером позднего слияния богинь Тим с изображениями женщин высших сословий. Долгое время их изображения были неверно истолкованы как статуи богини Тласолтеотль, но отличались от этого божества тем, что не носили колец в носу и не имели веретен с хлопковыми кисточками.