"Человечество теряет интерес к правде". Так ли это на самом деле - ответило исследование

Человечество всегда стремилось найти истину. Вот почему информационные технологии набрали такую популярность. Однако ученые выявили закономерность, согласно которой все чаще создатели контента и его потребители отдают предпочтение не рациональному, а эмоциональному.

Информационный парадокс

Исследование затрагивает явление, известное как «постправда»: акцент делается не на смысловой нагрузке явления, а на его восприятии социумом. Ученые из университетов Индианы и Вагенингена проанализировали тексты и заголовки за последние два века, чтобы вывести закономерность.

Оказывается, упор на логические рассуждения был актуален в текстах середины XIX века и сохранялся до 1980-х. При этом ключевыми в построении фраз были слова:

  • следовательно;
  • определенно;
  • вывод.

Автор делал утверждение и помогал читателю выстроить смысловую связь.

Однако уже в 1980-х произошел расцвет массовой культуры, когда на передний план вышло желание эмансипации. Люди стали больше времени уделять личному мировосприятию и перестали тратить время на обдумывание.

Когда в 2000-х появились популярные соцсети, тенденция усилилась. Понятия «интересное» и «эмоциональное» стали тождественными. Произошел самый настоящий расцвет провокационной рекламы и кликбейтных заголовков: простые люди в блогах решили пользоваться наиболее эффективными инструментами!

И все-таки лингвист Ингрид ван-де Леемпут призывает не разочаровываться в человечестве:

Какими бы ни были движущие силы этого тренда, наши результаты показывают, что феномен «постправды» связан с историческим колебанием баланса между двумя нашими фундаментальными способами мышления: рассуждения против интуиции.

Современники постепенно обретают иммунитет от провокационных новостей, стараются подбирать источники информации не по заголовкам. А значит, банальная правда вновь может стать актуальной!

Комментарии