Знаки судьбы. Прыжок с кормы «Советского Союза»

Сказано, что он проплыл в океане около ста километров. И потратил на это около трех суток. Чуть меньше. В это верится с трудом. Попробуйте хотя бы пройти сто километров или около того – чуть больше, чуть меньше. Например, от Новой Ладоги до Питера. А тут – проплыл. Кстати, без компаса. Почему-то не додумался взять. Поэтому сначала плыл, следуя за огнями уходящего лайнера «Советский Союз», с кормы которого сиганул в океан. Затем… затем пытался ночью определять направление по звездам, чтобы днем снова сбиться с курса. Станислав Курилов, который никогда, по словам знавших его людей, не был диссидентом, но решил сбежать из Советского Союза. На корабле под названием «Советский Союз». С одной стороны, случайность. С другой, символично. Вообще, в его жизни многое символично. Даже смерть.

Кто такой Курилов

Итак, Станислав Курилов. Если попытаться дать ему очень краткую характеристику, как это делают в различных справочниках, то можно написать, что это океанограф и писатель. Причем океанограф и писатель и советский, и канадский, и даже израильский. Но если речь идет именно о Курилове, то придется добавить, что известен он, по крайней мере, широкой аудитории, вовсе не своими научными свершениями или серьезными литературными произведениями, сколько одним единственным фактом биографии: прыжком с советского туристического лайнера в открытом океане и заплывом-марафоном, длившимся более двух суток, только ради того, чтобы сбежать из СССР, из которого его не выпускали по причине наличия родственников за границей. Как было сказано выше, по иронии судьбы, судно, с кормы которого он совершил свой отчаянный прыжок в неизвестность, было названо в честь страны, из которой Курилов хотел сбежать – «Советский Союз».

Не морской волк

Вот, кстати, снова о судьбе. Совершенно непонятно, откуда у Станислава была такая непреодолимая тяга к морю. Возможно, сыграли свою роль книжки, прочитанные в детстве. Так бывает, и часто. Но вообще, как говорится, ничто не предвещало. Родился он в совершенно сухопутном городе Орджоникидзе (Владикавказе), детство его протекало в Семипалатинске. Армейскую службы проходил тоже не во флоте, а в саперном батальоне. Правда, еще будучи совсем пацаном, десяти лет от роду, Курилов переплыл Иртыш. Но это эпизод. А так, снова приходим к тому, что, не иначе, его вела судьба.

Не мытьем, так катаньем

Мы уже упоминали, что в десять лет Станислав переплыл Иртыш. При этом следует отметить, что плавать он, по словам знакомых, научился сам, без посторонней помощи. Он вообще много что изучал сам. Например, он занимался йогой и медитацией по самиздатовским книжкам. Тот, кто занимался восточными практиками, не даст соврать: научиться этому делу по книжке, да еще и в самиздатовском варианте того времени, очень сложно, почти невозможно. Но Курилов смог. Или, вот, он проводил сорокадневные голодовки. Это, согласитесь, колоссальную силу воли надо иметь. Что касается моря, то и здесь Станислав проявил недюжинное упорство. Сначала, в пятнадцать лет, он уехал в Ленинград и попытался устроиться на корабль юнгой. Получив естественный отказ, отправился поступать в мореходку. Но и в мореходку он не попал из-за близорукости. Правда, по другим источникам, Курилов все-таки закончил мореходное училище. Но вообще, он и без мореходки нашел путь к морю: поступил в Ленинградский гидрометеорологический институт на специальность «Океанология» и окончил его. И далее работал по специальности. Кроме того, он освоил глубоководное погружение и был инструктором по этой дисциплине. А еще он в педагогическом институте проходил курс социальной психологии. Как потом говорили, только подобная психологическая, физическая и специальная подготовка помогли ему выжить во время двухсуточного океанского заплыва.

Он не был диссидентом

Интересно, что, по воспоминаниям одной родственницы Курилова, он вовсе не был диссидентом. Но он жил мечтой о кругосветных путешествиях, о научных экспедициях. Но так получилось, что его сестра Анжела, учившаяся в институте иностранных языков, вышла замуж за индуса. И уехала с ним в Канаду. И вот тогда кто-то из заскорузлых советских чиновников поставил крест на устремлениях Станислава, написал в его анкете, что нецелесообразно посещение Куриловым капиталистических государств. Вообще, заскорузлых чиновников хватает в любой стране. Но в устоявшемся СССР их было не то что больше, чем в иных государствах, но они занимали зачастую ключевые позиции, влиявшие на жизнь обывателя. Вот и на Курилова повлияли. И он, как говорят в народе, «вставился», решив во что бы то ни стало, сбежать из Союза.

Без захода в иностранные порты

Так и появилась идея воспользоваться путешествием на лайнере «Советский Союз». Дело в том, что это был маршрут до экватора из Владивостока, но при этом без захода в иностранные порты. Самое то для Станислава. Никто ведь не стал бы препятствовать ему отдохнуть в путешествии на советском лайнере. Тем более при условии, что выход на берег во время путешествия исключен. И действительно – никто препятствовать не стал. Так, зимой 1974 года тридцативосьмилетний Курилов отправился на лайнере «Советский Союз», наполненном советскими туристами, желающими просто оттянуться в теплых краях во время нашей суровой зимы, в путешествие. Чтобы совершить побег.

Казалось, что все рассчитал

Естественно, Станислав готовился к побегу. Ему казалось, что он рассчитал наиболее оптимальный маршрут. Однако на практике, как это часто бывает, все оказалось несколько сложнее. Так, точную карту маршрута с датами он нашел только на третьи сутки путешествия. А самое главное, делая вид, что участвует в общих развлечениях, Курилов, на самом деле, изучал обстановку и пытался найти самый лучший способ для побега. Изучил. И, к своему глубокому разочарованию, выяснил, что спрыгнуть с корабля незамеченным он сможет только с кормы. Практически прямо под винт. Затея сверхопасная. Но иного пути у него не было.

Собственно, прыжок

А дальше был прыжок с кормы. Как позже описывал сам Курилов, когда он вынырнул, то буквально замер от страха: корабль и жуткий огромный винт были, казалось, на расстоянии вытянутой руки. А потом он плыл и плыл, и плыл. На него могли напасть акулы. Он мог стать жертвой соприкосновения с медузой-фазалией, а это практически гарантированный паралич, его поливал тропический ливень, он поднимался вверх и падал вниз, качаясь на гигантских волнах. Иногда на него накатывало неподдельное блаженство: вокруг его любимая стихия и полное одиночество, которого ему не хватало. А по временам, напротив, он становился жертвой панических атак. Тем более что через какое-то время стали отказывать ноги, болело обгоревшее лицо, шея и плечи, иногда он проваливался в сон. Но все-таки его прибило к берегу.

Колесо судьбы

Кажется, у Кастанеды в одной из его магических книг есть рассказ о неком преступнике. О человеке, который совершил нечто очень плохое и непременно был бы наказан за это. Но как раз в период, когда он ожидал всего самого наихудшего, он почувствовал непреодолимую тягу поселиться на берегу океана. Однако для этого человеку надо было преодолеть большое расстояние и пройти практически всю страну. Что в его положении было очень опасно, поскольку он был разыскиваем полицией. Но тяга была такой сильной, что человек рискнул. И он не встретил никаких препятствии на своем пути, он пришел на берег океана, он поселился рядом с океаном и прожил долгую спокойную жизнь. По Кастанеде, это был голос духа или веление духа. Человек исполнил его и стал счастлив. Мы бы сказали, что это судьба.

От судьбы не уйдешь

То, что произошло с Куриловым, это история, описанная выше, только с другим знаком. Его тоже тянуло к морю. Он упрямо шел к своей цели. Ради нее он даже совершил рискованный заплыв. И остался жив. И после всех перипетий жил какое-то время вполне счастливо.

Нашел свою любовь, а главное – занимался своей любимой работой. Он занимался морскими исследованиями в США и Канаде, на Гавайях и в Арктике, он стал сотрудником океанографического института в Хайфе. Написал книгу о своем побеге. У него все получилось. Но знаете, как он умер? Во время попытки освободить от рыбацких сетей аппаратуру на Тивериадском озере Курилов запутался сам и не смог освободиться. У него закончился кислород. Он задохнулся. Напарник вытащил его, но было поздно.

Станислав Курилов не утонул, переплывая в десятилетнем возрасте Иртыш, выжил, преодолев сто океанских километров, и все-таки погиб под водой. Ему было всего шестьдесят два года. Наверное, это и называется: от судьбы не уйдешь.

Комментарии