Там, где зародилось человечество: одежда Африки - история культуры
Африка – колыбель человечества, в которой зародились первые племена наших предков. Именно поэтому все, что связано с традиционными нарядами этого континента, вызывает особый интерес. Здесь одежда от региона к региону отражает уникальные культурные и климатические особенности каждой местности.
Одежда и ее связь с климатом и религией
Как и на любом другом континенте, местные наряды различаются в зависимости от региона. Типичная африканская одежда напрямую связана с климатическими условиями той или иной местности, особенно с жарким солнцем экваториальных и пустынных зон. Современное государственное деление континента не отражает исторического или культурного разнообразия племен и наций, поскольку является результатом европейской колониальной эпохи. Поэтому внутри одной страны проживают различные этнические группы с уникальными традиционными нарядами. Например, в Марокко чрезвычайно популярна одежда кочевого племени берберов, тесно связанная с их пустынным образом жизни.
В субсахарском регионе типичные наряды сохраняют свои исконные черты, особенно в тех местах, где они имеют особое значение, а в некоторых уголках континента на национальные традиции накладывает свой отпечаток религия.
Уникальность и аутентичность
Наряды жителей Африки, часто выполняющие защитную функцию, уникальны для своего региона. Часто они окрашены в яркие цвета: так, у берберов они синие, а у масайев - ярко-красные. Кроме того, одежда зачастую дополняется традиционными головными уборами и различными видами украшений из дерева или металла.
Стоит помнить, что нет такого понятия, как традиционная одежда Африки: все страны континента состоят из разных наций или этнических групп со своими обычаями и традициями, что накладывает определенный отпечаток на различные формы и стили нарядов. И даже в одном и том же населенном пункте не все одеваются одинаково, хотя есть и похожие характеристики в разное время и в разных местах.
Эволюция африканской одежды
Сегодня мы привыкли к бесконечным изменениям в моде, к смене разных направлений, которые задает модная индустрия. Но в Африке это относительно новое явление.
Европа всегда стремилась контролировать большую часть мира, а ее жители следовали строгим канонам, основное правило которых заключалось в том, что тело должно быть скрыто. Считалось аморальным показывать руки, ноги или любую другую часть тела, даже на пляжах. С таким подходом европейцы прибыли в Африку и обнаружили, что к югу от Сахары племена, которые здесь жили, имели прямо противоположные привычки в одежде. Они не только с гордостью демонстрировали свои обнаженные тела, но и украшали их.
Европейцы пытались навязать свои привычки, создав стиль сафари в одежде – рубашки с короткими рукавами, шорты и куртки. Европеизированные элиты в Западной Африке поддержали изменения, касающиеся одежды, в то время как обитатели Северной Африки долго их не принимали. Сейчас почти во всех городах шорты и рубашки стали общепринятым рабочим нарядом, в то время как в сельской местности акцент делается на национальные костюмы, украшенные оригинальными узорами.
Новая жизнь национальной одежды
После окончания Второй мировой войны в 1945 году африканские националисты жестко критиковали обнаженные тела местных жителей и их привычки украшать тела. А через 12 лет Фрэнсис Кваме Нкрума, первый президент независимой Ганы, политик и философ, определил стиль национального костюма, который поддержали элиты Западной Африки.
Таким образом, как традиционные формы одежды, так и прически и украшения обрели новую жизнь. Богачи использовали национальные наряды как показатель своего социального статуса. А шорты, куртки и даже косметические средства, которые так полюбили местные женщины, отвергались националистами. Так, в Демократической Республике Конго ввели запрет на европейскую одежду и галстуки, а национальные наряды стали выражением аутентичности и символом равенства.
Одежда на экспорт
Сейчас мода вновь вернулась в Экваториальную и Центральную Африку, но с более изысканными стилями, чем в прежние времена. Однако в Восточной и Южной Африке женщины из высшего класса выступили против повторного появления европейских нарядов.
Началось производство национальной одежды для иностранного рынка: рубашки с цветами, украшенные узорами платья, вышитые сумки с удовольствием покупают модницы в Европе. Хлопок – основной материал, из которого на традиционных деревянных ткацких станках шьют наряды, которые отлично раскупаются. А мастера до сих пор используют старинные технологии окрашивания с широкой цветовой гаммой, получая отличные результаты, аналогичные результатам любой современной текстильной фабрики.
Типичная одежда Африки
В рамках африканской культуры выделяются характерные элементы национальной одежды:
- Канга. Это прямоугольный кусок хлопчатобумажной ткани ярких цветов с рисунком в центре и широкой каймой.
- Китенг. Ткань, изготовленную в технике батик, женщины оборачивают вокруг груди, талии или головы в виде тюрбана. Она также используется в качестве материала для пошива платьев.
- Дашики. Очень популярная мужская рубашка свободного кроя и ярких расцветок, доходящая до верхней части бедра. Часто ее носят со шляпой без полей (куфи).
- Гранд бубу. Типичный костюм североафриканских мужчин – это комплект, состоящий из туники, штанов с завязками и шляпы.
- Асо-оке. Ткань, которую чаще всего ткут мужчины. Из нее шьют очень красочный женский наряд, в который входят блузка, юбка-накидка, шарф и шаль.
В Африке одежда продолжает оставаться способом выражения культурной идентичности. Это уникальное свидетельство богатства и разнообразия культур этого удивительного континента.
Национальные наряды не просто практичны: их цвета и узоры могут рассказать о социальном статусе, этнической принадлежности, религиозных убеждениях и даже о личных достижениях человека. Местные дизайнеры черпают вдохновение в традиционных мотивах, привнося в них современные тенденции и создавая уникальные образы, которые пользуются популярностью не только в Африке, но и по всему миру.