Она хотела стать монахиней, а стала писательницей с мужским именем: Жорж Санд

Первого июля 1804 года родилась писательница, которой в детстве очень хотелось стать монахиней. Впоследствии, став сочинительницей, она использовала мужской псевдоним, носила мужскую одежду и своими произведениями приводила в смущение даже читателей-мужчин. В 2021-м исполняется двести семнадцать лет со дня рождения выдающейся французской романистки по имени Жорж Санд.

О ней

Она прославилась в качестве автора скандальной теории "стакана воды", определяющей взаимоотношения полов. Мужской псевдоним Авроры Дюдеван (так звали сочинительницу) стал именем, которое можно смело поставить в один ряд с именами ярчайших представителей французского романтизма – Альфреда де Мюссе, Франсуа Рене де Шатобриана и Александра Дюма.

Профессию писательницы она предпочла размеренной и спокойной жизни владелицы поместья. Она писала романы о свободе и гуманизме и не пыталась превозмочь бушующие в ее душе страсти. Читатели считали ее божеством, а для поборников морали она олицетворяла вселенское зло. В течение всей своей жизни ей приходилось отстаивать себя и свое искусство. При этом ей удалось вдребезги разбить устаревшие представления о том, как следует выглядеть и вести себя женщине.

Ее детство

Будущая знаменитость появилась на свет в Париже. Ее отец был военным, а мать танцовщицей. Происхождение матери стало причиной того, что в течение длительного времени родственники-аристократы не признавали девочку. После смерти отца все для нее изменилось. Бабушка, госпожа Дюпен, взяла ее на свое попечение. Девочка стала жить в родовом имении, а ее мать вынуждена была уехать в Париж.

Аврора в детстве была очень одинокой. Ею пренебрегали служанки, ей очень не хватало матери, она не имела друзей. Спасением стало богатое воображение будущей романистки – она придумала себе друга, назвав его Корамбе. Фантастическое существо стало ее слушателем, советчиком и защитником. Бабка окружила ее чрезмерной опекой. В стремлении вырваться девочка вознамерилась бежать. Побег удалось предотвратить. Отбившаяся от рук внучка стала воспитанницей Августинского католического монастыря.

В монастыре (1818-1820)

Впечатлительная девушка под влиянием религиозной литературы, с которой познакомилась в монастыре, в течение нескольких месяцев морила себя голодом. Юной мечтательницей превратно было истолковано описание аскетического образа жизни святой Терезы, которой она вознамерилась подражать. В результате у девушки был нарушен сон и пропал аппетит. Ее рвение было прервано аббатом Премором, которому удалось ее вразумить. Бабушка забрала девочку домой.

Юность

Несмотря на богатство, прекрасную внешность и ум, из-за низменного происхождения матери Авроре нелегко было занять достойное положение в свете.

Графиня Дюпен умерла, не успев подыскать для 17-летней внучки жениха. Девушка поступила на попечение к матери. К этому времени между ними выросла неизмеримая пропасть. Девушка была прекрасно образована, а ее мать едва умела читать. Родительница отнимала у дочери книги, осыпала грязной бранью имя почившей свекрови, пыталась выдать ее замуж за человека, вызывающего у девушки глубокое отвращение. В какой-то момент к будущей литераторше пришло осознание, что пастись от деспотизма матери она сможет, только выйдя замуж.

Брак

В браке с бароном Казимиром Дюдеваном Аврора прожила несколько лет (1822-1836). В семье родились дети – сын и дочь. Некоторое время супруги пытались сохранить отношения ради детей. Но противоречия между ними оказались непримиримыми. В 1836-м брак был расторгнут.

Ее романтические приключения

Амурные похождения Жорж Санд стали притчей во языцех еще при ее жизни. Злопыхателями ей приписывались бесчисленные романы с парижским литературным бомондом.

Большинство ее возлюбленных были намного моложе скандальной романистки. Поговаривали о романе Санд с ее близкой подругой, актрисой Дорваль. Из собственной любвеобильности писательница не делала тайны. В свое время она состояла в открытой связи со многими известными людьми: стихотворцем А. де Мюссе, композитором Ф. Листом, пианистом и композитором Ф. Шопеном. Роман с последним оставил глубокий след в ее душе, что в дальнейшем нашло отражение в творчестве писательницы («Лукреция Флориани», «Зима на Майорке»).

Творчество

Ее дебютом в литературе стал роман «Роз и Бланш» (1831), появившийся на свет в результате ее сотрудничества с близким другом, писателем Жюлем Сандо. Они вместе писали и публиковали фельетоны, подписывая их псевдонимом – Жюль Санд. Следующий роман – «Индиана» (1832) – из-за болезни партнера Аврора написала сама. Сандо посоветовал выпустить произведение под ее собственным псевдонимом – Жорж Санд, со временем получившим мировую известность.

Вскоре писательница заняла свое место в рядах демократических романтиков. В середине тридцатых ее привлекли воззрения сенсимонистов. Некоторые произведения были написаны Санд под влиянием утопических идей.

В своем творчестве она осуждала бунтарство («Мопра», 1837), развенчивала индивидуализм («Орас», 1842), провозглашала веру в творчески потенциал представителей простого народа, воспевала национально-освободительную борьбу, мечтала о поистине народном искусстве («Консуэло», «Графиня Рудольштадт», 1843 год).

Апогей успеха

Апогеем ее успеха стали сороковые и пятидесятые годы. Писательница издает левореспубликанские журналы, поддерживает пролетарских поэтов, пропагандирует их творчество. В своих романах она резко отрицательно представляет буржуа («Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана»), выступает против клерикалов. Ее романом «Даниелла» (1857) из-за содержащихся в нем нападок на католическую религию, был вызван скандал в обществе и последующее закрытие опубликовавшей его газеты «Ла Пресс».

Цитаты Жорж Санд

Из ее высказываний:

Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь всю книгу.
Одинокий представляет собою только тень человека, а кто не любим, тот везде и среди всех одинок.
Труд – это не наказание; это награда и сила, слава и наслаждение.
Я желала бы принадлежать к религии, которая не давала бы людям ненавидеть и бояться друг друга, равно вредить друг другу.
Скромность порой проистекает из преувеличенной гордости.
Честность умирает, когда продается.
Чего хочет женщина, того хочет Бог.
В этой жизни есть только одно счастье – любить и быть любимым.
Вы можете заставить меня молчать, но вы не можете помешать мне думать.
Интеллект ищет, сердце находит.
Давайте примем истину, даже если она удивит нас и изменит наши взгляды.
Старайтесь сохранять свою душу молодой и трепетной вплоть до старости, и вплоть до самой смерти воображайте, что жизнь только начинается. Я думаю, что это единственный способ увеличить свой талант и свое внутреннее счастье.
Простота – это самое сложное в этом мире; это последний предел опыта и последнее усилие гения.
Не пиши мне, если не хочешь. Без абсолютной свободы нет настоящей дружбы.
Призвание художника – посылать свет в человеческое сердце.
Опыт – всегда надежный проводник; он может не рассказать вам всего, но он никогда не лжет.
Любовь без благоговения и энтузиазма – только дружба.
Удивительно, как музыка возвращает в воспоминания о прошлом.
Простота – это суть великого, истинного и прекрасного в искусстве.
Искусство ради искусства – пустой звук. Искусство ради истины, искусство ради добра и прекрасного – вот вера, которую я ищу.
Человек становится счастливым в результате своих собственных усилий, если он знает необходимые составляющие счастья – простые вкусы, определенную степень смелости, до некоторой степени самоотречение, любовь к работе и, прежде всего, чистую совесть. Счастье – это не смутная мечта, в этом я теперь уверен.
Горы движет не вера, а любовь.
Ребенок, движимый идеалами соперничества, вырастет в мужчину без совести, стыда и истинного достоинства.
Беспокойство о неприятностях только удваивает их.

В последние годы

В последние годы своей жизни знаменитость в своем имении в Ноане занималась внуками, читала им свои сказки. Она умерла в возрасте семидесяти двух лет в 1876-м. Узнав о ее кончине, Гюго написал:

Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!

Комментарии