Феномен хипстера: мужчина возмутился, что в журнале напечатали его фото и сказали, что все хипстеры "на одно лицо". Однако на фото был не он
В обществе есть основной набор ценностей, который разделяется большинством, но если человека что-то не устраивает, то он старается найти себя в субкультурах, которые хоть и являются частью большой культуры, предлагают иной стиль жизни, отличный от магистрального. Это справедливо и в отношении хипстерства, но есть одна тонкость, которую выявил профессор математики Джонатан Тубул.
Модель, прогнозирующая поведение людей
Почему человек обращается к иным ценностям, отличным от общепринятых? Это и сложный вопрос, и простой одновременно. Не будем уходить в дебри. Человек ищет более полного выражения своей сущности, как он себе это представляет. И считает, что айфон, модные джинсы и хорошая машина – это не все атрибуты его личности. Он, к примеру, внутренне ощущает себя хипстером, поэтому для наиболее полного самовыражения ему совершенно необходимы борода и модные очки, а еще клетчатая рубашка.
Но что же получается в итоге? Именно об этом и говорит опыт профессора математики. Джонатан Тубул изучает, как информация распространяется в обществе. Более того, он построил модель, которая показывает поведение людей, когда дело касается тенденций.
В чем суть исследования?
Профессор разделил общество (весьма условно) на конформистов и на нонконформистов, как пример последних он взял хипстеров. Ключевой параметр исследования – время. Человеку нужно время, чтобы осознать новые тенденции и примкнуть к ним или отвергнуть их. Если человек выбирает сторону нонконформистов и примыкает к хипстерам, то он вливается в уже существующую группу или сообщество. Возникает явление синхронизации.
Но самое интересное в другом. Несмотря на то что хипстеры противопоставляют себя мейнстриму, обычным людям своего поколения и предпочитают, например, не брить бороду, когда все остальные бреют, внутри своего сообщества они теряют индивидуальность. То есть отличить одного хипстера от другого нет никакой возможности.
И когда итоги исследования и главный вывод были опубликованы в журнале Technology Review, один из представителей субкультуры позвонил в журнал и сказал, что чувствует себя оскорбленным, так как использовали его фотографию. Главный редактор журнала тут же связался с Getty Images, чтобы выяснить подробности истории. Оказалось, что молодой человек, звонивший в редакцию, не имеет никакого отношения к фото. Он ошибся. И тем самым подтвердил основной вывод исследования.
Почему поиски индивидуальности заканчиваются стандартизацией?
На это есть два ответа: один практический, другой – культурологический. Практический ответ такой: возможно, сама манера хипстеров одеваться предполагает определенную анонимность. Представьте, вы надеваете очки на глаза, отращиваете волосы, а затем нижнюю часть лица еще и закрываете бородой, ну и узнает ли вас после этого хотя бы родная мама?
Но оставим многострадальных хипстеров, которым и так досталось. Второй ответ культурологический. Допустим, представители любой субкультуры сильно отличаются от обычного человека, но при этом очень похожи между собой, почему так происходит? Возможно, все дело в том, что свобода на самом деле в субкультуре строго ограничена, по крайней мере, внешний вид почти всегда предполагает определенные атрибуты. С одной стороны, субкультура задумывается и осуществляется как определенный филиал и оазис свободы внутри общества, а с другой стороны, по крайней мере в отношении дресс-кода, этой свободы не имеет. Поэтому и получается, что поиски индивидуальности кончаются стандартизацией, внешней уж точно.