"Мам, мне скучно!" Почему ребенок не может занять себя сам и что делать родителям (бежать играть точно не надо)

Наверняка любому родителю знакомо такое ощущение, когда ребенок с нудным видом заявляет: "Мам, мне скучно!" И ничего не делает - ни за игрушки, ни за книжки не хватается.

Такая фраза порой вызывает у взрослых раздражение, ведь, казалось бы, у ребенка столько возможностей для интересного времяпрепровождения, а он к родителям пристает, у которых и так куча своих дел!

Ребенку скучно, а занять себя он не может: почему так

В первые годы жизни ребенок находится в полной зависимости от взрослых. Родители кормят его, укладывают спать, играют с ним. Поэтому малыш привыкает, что окружающие в любую минуту готовы его развлечь.

Но рано или поздно наступает момент, когда ни мама, ни папа не могут уделить малышу внимание. И он теряется. Придумать занятие самому сложно, ведь он привык, что это задача взрослых. Да и воображения не хватает. Маленькому ребенку сложно представить, чем бы он мог себя занять, особенно если под рукой нет готовых игрушек или идей. Он ждет взрослых, которые направили бы его фантазию в нужное русло.

Что делать - бросать все и бежать к ребенку с игрушками?

Ни в коем случае! Ваша задача - научить малыша своими силами и фантазией справляться со скукой. Это важный навык, который пригодится ему в жизни. Если будете по каждому первому зову бежать к ребенку с игрушками, сформируете в нем пассивную позицию. Малыш привыкнет, что взрослые всегда спешат на помощь, стоит скуке хоть немного его одолеть. Тогда ни о какой самостоятельности, инициативности можно даже не мечтать - привить эти качества будет очень сложно.

Более того, если постоянно вмешиваться в ситуацию, когда ребенку скучно, так можно сформировать у него зависимость. Ребенок будет ждать, что мама с папой всегда придут на помощь и начнут играть с ним. В итоге он перестанет даже пытаться справляться с состоянием скуки самостоятельно.

Поверьте, это только поначалу сложно - сделать так, чтобы ребенок начал "включать" свою голову. Немного усилий - и ребенок научится находить занятия, даже если рядом совсем не будет игрушек. Но как к этому прийти? О некоторых тонкостях расскажем ниже.

Расширяйте кругозор ребенка

Периодически предлагайте ребенку пробовать новые виды деятельности, в зависимости от его возраста. Например, покажите ему настольные игры, конструирование, рисование. Так он откроет для себя много интересных занятий, которым в случае чего будет уделять время.

Скучно - пусть собирает головоломку или мастерит поделку из бумаги, ткани, природных материалов. Вариантов масса! Вы вообще можете организовать мини-лабораторию, в которой сын или дочь будут проводить простые опыты, осваивая естественные науки! Интересно ведь? Такие занятия не только увлекут ребенка, но и расширят его кругозор!

Вовлекайте ребенка в домашние дела

Попросите его помочь с простенькими задачами, например, с сортировкой белья, накрытием на стол или поливом цветов. Казалось бы, мелочи, но они могут показаться интересными ребенку. А еще "прокачают" важные для жизни навыки!

Участвуя в домашних делах, дети привыкают к ответственности. Они учатся доводить начатое дело до конца, аккуратно обращаться с предметами и заботиться о том месте, в котором живут. А еще это помогает детям ощущать себя полезными, важными. Особенно если показывать, что их помощь ценится в семье. Ребенок сначала помогает, а потом гордится тем, что он такой молодец!

Сделайте "час тишины" обязательной частью распорядка дня

Проблема современных детей в том, что они привыкли к внешним стимуляциям: телевизору, планшету. В таких условиях ребенку сложно оставаться наедине со своими мыслями и фантазиями. А "час тишины" дает возможность развивать этот навык.

Сделайте такой час обязательным в дневном распорядке. Пусть это будет время, в течение которого ребенок должен заниматься чем угодно: рисовать, строить из конструктора, просто лежать и мечтать. Главное, чтобы он был предоставлен сам себе. Родители же в это время могут находиться рядом, но заниматься своими делами.

Да, поначалу малышу будет некомфортно, он не поймет, что вообще надо делать. Но потом втянется и привыкнет - дела начнут появляться сами собой.

Ребенок творчески активный - хвалите его за это!

Хочет самовыражаться - прекрасно! Предложите малышу создать свое произведение искусства или придумать короткую, но историю. Так он будет развивать свою фантазию и получать от этого удовольствие.

Дайте ребенку краски, карандаши, пластилин - пусть рисует или лепит что-то на свое усмотрение. Сделает - оцените, поговорите о результате, расспросите, что малыш хотел показать. Обязательно похвалите. Не требуйте высокого художественного уровня. Главное, чтобы он получал удовольствие от самого процесса.

Такими занятиями дети развивают свое воображение, фантазию и образное мышление. А если они каждый раз получают похвалу за свои старания, то вместе с ней обретают еще и порцию уверенности. Одни плюсы!

Проводить с ребенком время надо, но делайте это в удобные для вас моменты

Совместное времяпрепровождение имеет массу плюсов, но оно не должно быть постоянным. В конце концов, вы родители, и у вас есть свои дела! 1-2 часа в день проводите с ребенком, но качественно: читайте вместе, говорите, гуляйте на площадке. Поверьте, в таком объеме родительского внимания будет достаточно для гармоничного развития ребенка.

Такие моменты приносят много радости и удовольствий. Ребенок видит, что он небезразличен маме с папой, но при этом он начнет понимать, что они тоже люди у них есть свои дела. И пока взрослые занимаются тем, что нужно им, у него есть время, чтобы провести его на свое усмотрение.

Нужно учить ребенка организовывать свой досуг. Это облегчит жизнь и родителям, и самому ребенку - во взрослой жизни такой навык ему точно пригодится!

Комментарии
У нас была немного другая проблема. У ребёнка совершенно не было усидчивости и из-за этого а постоянно приходилось контролить его. Сейчас как-то ситуация получше. Стали помогать ВитаМишки мульти, содержащие йод, холин, витамины группы B... так что на нервной системе ребёнка это безусловно сказывается положительно.