Волшебство в деталях: почему Ватикан 200 лет хранил тайну миниатюрных мозаик

Крохотная страна, живущая под руководством папы римского, стала родиной особой формы мозаики, в которой используются миниатюрные тессеры – компоненты из стекла и эмали. Удивительное искусство зародилось в конце XVII века и долгое время оставалось секретным, пока мастера не стали сами зарабатывать на изготовлении роскошных украшений с микромозаикой. Сегодня эта техника вдохновляет талантливых ювелиров со всего мира.

Древнее искусство

В Италии мозаика использовалась для украшения стен и пола особняков богачей. Сюжеты становились все более осмысленными: геометрические и цветочные орнаменты сменились на изображения людей, животных и мифологических существ. Мозаичная картина чаще всего выполнялась на темном фоне, а абсолютно гладкие тессеры размером не более 1 миллиметра выкладывались без зазоров.

Мастера разогревали непрозрачное стекло или эмаль, а затем из расплавленной массы вытягивали длинные тонкие нити. По мере остывания их разрезали на множество мельчайших кусочков и закрепляли на основе – черном или светлом мраморе.

Особая техника

Технику микромозаики изобрел Алессио Маттиоли – римский стекольщик, владевший ватиканской мастерской в XVII веке. Мастер, много экспериментировавший со стеклом, первым расплавил хрупкий материал. Он добавлял в получившуюся пасту красители, а когда она остывала, вытягивал тонкие нити разных оттенков. Затем резал их на огромное количество крохотных пластинок. Итальянец так искусно укладывал тессеры на подготовленное панно, что никто не мог отличить мозаику от фрески. А все дело в том, что он тщательно полировал поверхность, придавая ей особую гладкость.

Название «микромозаика» уже позднее придумал Артур Гилберт – коллекционер из Англии, собиравший произведения искусства.

Замена живописных полотен на микромозаику

Микромозаика – сложная техника, которая позволяет создавать из мельчайших кусочков цельное полотно. Так, в католическом соборе Святого Петра в Ватикане она постепенно заменила картины: полотна портились от сырости, и пришлось придумать что-то более долговечное.

Правители города-государства, расположенного на территории Рима, всерьез озадачились проблемой: нельзя было допустить, что произведения живописного искусства погибнут. Им хотелось сохранить для потомков работы, написанные великими художниками: Рафаэлем, Караваджо, Рени.

Они мечтали, чтобы картины и фрески не разрушались, однако и солнечный свет, и сырость – главные враги уникальных произведений искусства. И было найдено гениальное решение – воссоздать колорит живописных полотен в мозаике, которая в течение многих лет сохраняет первоначальный цвет, не теряя прелести внешнего вида. Кроме того, она отличается повышенной прочностью и устойчивостью к влажности.

Тайна резиденции папы римского

Алессио Маттиоли, тот самый стекольщик из Вечного города, много работал, проводя эксперименты. Наконец-то он получил то, что хотел, – непрозрачное вещество, которое напоминало смальту без блеска. Он добавлял в пасту с матовым финишем красители, и масса приобретала красивый яркий цвет. А традиционная смальта (пластинки из непрозрачного цветного стекла) имела слишком малое количество оттенков. И мозаики из нее не могли передать красоту и колорит картин собора Святого Петра.

Формула вещества, получившего название «эмаль», тут же была засекречена и охранялась на протяжении 200 лет.

Ювелирное искусство

Ватиканская мозаичная студия, работающая с 1727 года, существует и по сей день.

Сейчас настоящие профессионалы зарабатывают на изготовлении удивительной красоты ювелирных изделий: кулонов, брошей, перстней, камей. Золотых дел мастера изготавливают чудесные украшения из микромозаики, иногда намеренно оставляя поверхность неровной.

Они не полируют тессеры, чтобы их грани играли на свету и переливались разными оттенками. А чтобы усилить мерцающий эффект, часто используют большое количество золотых пластинок.

Комментарии