Знаменитый Гентский алтарь 1432 года восстановлен. Изображенное на нем животное удивило поклонников искусства и критиков
Недавно была завершена реставрация широко известного в мире Гентского алтаря, относящегося к 1432 году. Одна из его картин особенно удивила как поклонников искусства, так и критиков. Это связано стем, что на ней под слоем краски были обнаружены следы "человеческого лица" у агнца, которое было изображено 470 лет тому назад.
Шедевр братьев Ван Эйк
Алтарь в Генте является створчатым церковным алтарем, который еще называют "складень". Его место нахождения - католический кафедральный собор Святого Бавона, который располагается в Бельгии, в городе Генте. Его заказчиком был Йос Вейд - богатый донатор. Он инициировал строительство церкви Иоанна Богослова в качестве личной капеллы его супруги. Позднее, в 1561 году, она стала собором, посвященным Святому Бавону.
Надпись, находящаяся на алтаре, гласит о том, что создавать его начал "величайший из всех" Губерт ван Эйк. А завершение было поручен его брату Яну, названному "вторым в искусстве". Освящение алтаря состоялось в 1432 году, в мае. В его составе 24 панели с изображением 258 человеческих фигур. Центральная часть сооружения простирается в высоту на 3,5 метра. А его ширина в развернутом виде достигает 5 метров.
Агнец - символ Христа
Картины, составляющие алтарь, находятся как на его внешней стороне, так и на внутренней. Ведущая тема изображений - это поклонение Агнцу, взятое из Откровения Иоанна Богослова. Там сказано о том, что пророки с праотцами и апостолами, мучениками и святыми сходятся у алтаря, на котором находится Агнец, являющийся символом Иисуса Христа. У этого сооружения очень богатая, интересная история.
Реставрация картин осуществлялась в Бельгии, в Королевском институте, занимающемся изучением культурного наследия. В процессе реставрации было обнаружено, что центральную панель закрасили в 1550 году. Когда верхний слой был снят, перед специалистами предстала удивительная картина, которая буквально поразила их. У агнца, символизирующий Сына Божьего, были большие глаза и проникновенный взгляд.
Пугающе человеческий взгляд
Элен Дюбуа, которая руководит реставрационным проектом, на страницах издания Art Newspaper описала этот взгляд как имеющий интенсивное взаимодействие со зрителем. В то же время в журнале Smithsonian он назван пугающе человеческим. В связи с этим появилось предположение о том, что закрашивание такого взгляда ягненка было продиктовано желанием придания ему более нейтрального, беспристрастного выражения.
А также выяснилось, что более семидесяти процентов всех картин, составляющих алтарь, имело более поздний слой, нанесенный в 1550 году. У тех, кто захочет полюбоваться этими произведениями искусства, есть возможность увидеть их в рамках выставки, посвященной их авторам. Она пройдет с февраля по апрель этого года в Генте, в Музее изобразительных искусств.