"Неравный брак" Василия Пукирева: на картине изображено вовсе не венчание

Одной из популярных картин в Третьяковской галерее, возле которой всегда много посетителей, является «Неравный брак» художника Василия Пукирева. Она написана более 150 лет назад и наделала много шума в российском обществе.

Центральной ее частью является юная невеста. Вид красивой девушки внешне спокоен, но само лицо, глаза, смотрящие вниз, безвольно поданная священнику рука говорят о безысходном смирении и печали. Рядом с ней самодовольный старичок, смотрящий на нее сверху вниз, как на добычу.

Неравные браки в России

Неравные браки в дореволюционной России были обыденным явлением. Часто родители выдавали своих юных дочерей замуж за богатых стариков, чтобы поправить свое материальное положение, обеспечить своей кровинке безбедную жизнь.

Счастье дочери родители рассматривали только с материальной стороны. Нередко и сами девушки старались устроить судьбу, соглашаясь выйти замуж за стариков, в надежде на их скорую кончину и дальнейшую безбедную жизнь.

Эта тема в середине XIX века стала злободневной в русском обществе. За год до написания Василием Пукиревым своей знаменитой картины церковь осудила неравные браки. Но это не останавливало престарелых женихов. Говорят, что картина В. Пукирева сократила количество подобных мезальянсов. Но это вряд ли, ведь молодые девушки не имели никаких прав и полностью зависели от родителей.

Кем была невеста, изображенная на картине

Это единственная значимая картина художника В. Пукирева. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что эта тема ему была небезразлична и касалась лично его. Хорошо известно, что подобную трагедию пережил его близкий друг С. Варенцов, влюбленный в Софью Рыбникову, которую родители выдали за богатого купца А. Карзинкина, бывшего старше невесты на 13 лет.

Но подобную драму испытал и сам В. Пукирев, родители которого были крестьянами. Только талант художника позволил ему стать преподавателем в Академии художеств. Родители Прасковьи Варенцовой отдали предпочтение пожилому и богатому дворянину.

Большинство исследователей склоняются именно к этой версии, поскольку С. Варенцов был категорически не согласен, что замужество С. Рыбниковой стало для него трагедией, так как он был обвенчан с другой девушкой.

В том, что на картине изображена юная П. Варенцова, у искусствоведов нет сомнений. Потому что существует подтверждение свидетеля, художника Сухова, который сделал карандашный портрет Прасковьи спустя 44 года после написания картины. Он записал ее признание о том, что она позировала В. Пукиреву. Остаток жизни она проводила в богадельне, видимо неравный брак не принес ей счастья.

Василий Пукирев изобразил в этой картине себя, стоящим сбоку от невесты. Примечательно, что он больше не написал ни одной значительной картины, преподавал живопись, сожительствовал с женщиной, которая очень его любила, и тихо спивался.

Кто был женихом, изображенным на картине

О том, кто стал мужем П. Варенцовой доподлинно ничего не известно. С кого же был написан образ жениха? Он собирательный. Голова написана с генерала князя Павла Цицианова, причем его прическа позаимствована у знакомого художнику повара, а все остальное, тело, руки, костюм – с предводителя российского дворянства А. Полторацкого.

Что изображено на картине: венчание или обручение

Как предполагают исследователи, что на картине изображено не венчание. Об этом говорят три причины:

  • Явно видно, что действие происходит не в церкви. Об этом говорят обступившие «молодых» люди. При венчании все родственники и гости находятся на удалении. Само венчание происходит перед алтарем, и возле молодых находятся всего два человека, которые держат венцы над их головой.
  • На венчании кольцо на руку невесты одевает жених, а не священник, как показано на картине.
  • И самый веский аргумент, говорящий о том, что это не венчание, – наряд невесты. Находиться в церкви с оголенными плечами и руками было просто невозможно. Для этого обряда шились специальные платья с длинными рукавами и стоячим воротником.

Так если это не венчание, что же тогда изображено на картине, почему она называется «Неравный брак», и почему на голове у девушки фата? Это, по мнению исследователей, обручение, которое состоялось дома в присутствии священника.

Он надевает молодым на руки кольца и объявляет их женихом и невестой. Это все происходит возле домашних икон, одну из которых видно поодаль. На этой домашней церемонии невеста может быть в светском платье с открытыми руками, плечами и фатой на голове.

Комментарии
4
СОСВАТАНЫ СВАХАМИ ЮРКИМИ ЗАПУГАННЫЕ В КОНЕЦ НЕВЕСТЫ ШУРШАЛИ ЮБКАМИ И МЕДЛЕННО ШЛИ ПОД ВЕНЕЦ И ТАМ В ТИШИНЕ ПОЛУДЕННОЙ ПОД ТУСКЛЫМИ ОБРАЗАМИ ОНИ СТАНОВИЛИСЬ ЖЕНАМИ А ЧЬИМИ НЕ ЗНАЛИ САМИ ДУМАЛИ ТАК УГОДНО ТЕМ ОБРАЗАМ ЗА РАМАМИ НЕВЕСТЫ МОЛЧАЛИ ГОРДО ОПЛАКАВ СЕБЯ ЗАРАНЕЕ А ГОСТИ СТОЯЛИ ЧИННО И НЕ ОДИН НИ С МЕСТА НО БЫЛ СРЕДИ НИХ МУЖЧИНА КОТОРЫЙ ЛЮБИЛ НЕВЕСТУ...CТИХИ НЕ ЗНАЮ ЧЬИ КАРТИНА ПРЕКРАСНА!