Glorax Capital рассказал, как найти инвестора в свой стартап
В сложившихся условиях иностранных денег в российском инвестиционном секторе становится недостаточно для финансирования. В таких условиях отечественные предприниматели сконцентрировались на привлечении средств от государственных или частных российских инвестиционных фондов. Одним из таких фондов является фонд прямых инвестиций Glorax Capital (работает в рамках группы компаний
Активный, но не единственный девелопмент
В структурах Биржина, который еще будучи студентом МГУ начинал собственное дело в сфере строительства, важную часть занимает именно девелопмент. Компания Glorax Development, входящая в состав Группы, была создана в 2014 году и на сегодняшний день динамично развивается. Портфель проектов составляет более 1 миллиона квадратных метров. Среди регионов присутствия компании – Санкт-Петербург, Москва и Московская область.
На рынке северной столицы за два года активной деятельности девелоперская компания Андрея Биржина взяла в работу 7 проектов, в том числе масштабный проект по освоению намывных территорий на Васильевском острове. Этой осенью было анонсировано два проекта в рамках редевелопмента промышленных зон Санкт-Петербурга – многофункциональный комплекс и жилой комплекс комфорт-класса на Лиговском проспекте города. Общий планируемый объем инвестиций по ним заявлен на уровне 8,9 млрд рублей. В конце ноября компания получила разрешение на строительство жилого комплекса в Подмосковье. Предполагается, что объем инвестиций на реализацию проекта составит 2,5 млрд рублей. Между тем, Glorax Group и сам Андрей Биржин сфокусированы на развитии различных направлений бизнеса. «Мне интересны и другие рынки, не связанные с недвижимостью», - уточняет бизнесмен.
Диверсификация как бизнес-модель
Сегодня многие предприниматели и владельцы компаний стремятся к увеличению направлений и точек роста бизнеса, то есть к его диверсификации. Группа компаний Glorax Group изначально, еще на этапе создания, нацелилась на несколько приоритетных векторов развития. Как рассказывал Андрей Биржин, Glorax приобретает доли компаний, находящихся в зоне интересов Группы, инвестирует в них, а также управляет процессом, для чего создана соответствующая инфраструктура и работает профессиональная команда. Стратегия Glorax Group заключается в объединении людей и идей из разных индустрий. Компания стремится создавать возможности для обмена различными методами и идеями.
Рынки выбираются исходя из очерченного круга приоритетов и по итогам анализа каждого конкретного проекта. «Мы изучаем любой сегмент, прежде чем вложиться в него», - поясняет Андрей Биржин. В списке существующих приоритетов, помимо девелопмента, – энергетика, инфраструктурные проекты, гостиничный сектор, информационные технологии. При выборе объекта под инвестиции рассматриваются как действующие бизнесы, так и стартапы.
Летом 2016 года компания анонсировала планы по запуску региональной сети доступных фитнес-клубов. «Демократичный формат интересен и с точки зрения инвестиционной привлекательности, и с точки зрения социальной значимости», - объяснил выбор ниши Андрей Биржин. Концепция Glorax Group заключается в доступности качественных спортивных услуг для массовой аудитории, включая людей со средним и ниже среднего уровнем дохода. В течение ближайших 5 лет компания Биржина планирует направить 3 млрд рублей на запуск данного направления.
В зоне перспективных интересов компании также область медицины и частного образования. Вместе с тем от каких-то направлений, напротив, с течением времени отказываются. Так было, например, с дорожными активами. При реализации проектов Glorax Group вкладывает собственные средства и в ряде случаев привлекает партнеров по принципу соинвестирования.
Особенности российских инвестиционных фондов
Любой инвестиционный фонд по своей сути - это покупатель, который тщательно выбирает объект покупки. Каждый фонд сам выбирает направления и объекты для инвестиций, при этом зачастую учитывается мнение аналитиков, но основное решение остаётся за управляющей фондом компанией. Естественно, здесь есть отличия от принятой на западе модели инвестирования, с другой стороны, привлечение инвестиций от государственных или частных российских фондов - приемлемый вариант развития даже для тех стартапов, которые ориентируются на глобальный рынок.
Так или иначе, несмотря на некоторые сложности, такие как бюрократизация процессов или трудности с опционами, существует большой список преимуществ, первым из которых является экономия. На самом деле, ещё на стадии посева можно сэкономить от 5 до 20 тыс. долларов только потому, что не нужно готовить соответствующую документацию. На следующих стадиях эта сумма только растёт.
Кроме того, работая на российском рынке, фонд может забрать на себя все бэк-офисные операции, бухгалтерию, юридическое сопровождение, патентование торговых марок. Это не обязательство, тем не менее, с российскими инвесторами договориться всегда проще.
Большое значение (в некоторых случаях – определяющее) играет человеческий фактор. По словам Биржина, самая большая ценность в любом проекте - это профессиональная и креативная команда. Опыт многих инвесторов показывает, что человеческий ресурс – ключевая составляющая большинства бизнес-инициатив.
Как стартаперу найти инвестора
Работая на российском рынке, приходится исходить из сложившихся условий, ориентироваться на конкретную аудиторию и отталкиваться от правовых особенностей. Каким же должен быть привлекательный стартап?
Зачастую одним из основных критериев, предъявляемых к проекту, является его значимость для широкой общественности. Если проект может принести пользу, измеряемую не только деньгами, - это сразу же добавляет несколько очков в пользу стартапа.
Эксперты советуют командам стартаперов предоставлять инвестору как можно более наглядный материал, чтобы с ним можно было “поиграть”, изменяя факторы выручки, риска, спроса и т.д. Также имеет смысл тщательно подходить к выбору самого инвестора, не рассылать предложения всем подряд, а, наоборот, собрать пул профильных фондов, занимающихся тематикой стартапа.
Перед обращением к инвестору необходимо грамотно составить инвестиционное предложение. Идеальным является подготовка полноценного описания и краткого резюме (около 4 страниц), иллюстрирующего суть проекта. Предлагаемый текст должен представлять собой рекламный материал, где освещаются основные положения бизнеса, описание услуг, планов, факторов риска и т. д.
Например, в группе компаний, которую создал Андрей Биржин, особенно ценят проекты, позволяющие создавать новые продукты, сервисы и возможности. Так, в рамках направления Infotech рассматриваются IT-стартапы в сфере облачных технологий, потребительских сервисов и мобильных приложений. Это тенденции сегодняшнего и завтрашнего дня. IT-рынок качественно развивается, создается все больше инновационных и полезных приложений и технологий. Это интересная и перспективная область, и всё указывает на то, что она останется таковой.
Glorax рассматривает проекты, которые отвечают заявленным интересам компании. Причем могут рассматриваться как российские, так и зарубежные стартапы. «Смысл нашей деятельности - искать и развивать проекты в различных сферах по всему миру», - уточняет глава Glorax Group.
Как резюме
Фонд прямых инвестиций Glorax Capital в первую очередь работает по приоритетным направлениям Glorax Group. Между тем для финансирования компания Андрея Биржина может рассматривать и другие области бизнеса по всему миру.