Изображение социального стереотипа успешности: почему идеальный почерк у ребенка может быть тревожным сигналом
Некоторые родители переживают, что их дети некрасиво или неразборчиво пишут. Есть ли повод для беспокойства? Так ли важно научить ребенка писать, как в прописях? Узнаем, что об этом говорит эксперт.
Комментарии графолога
Графолог и кандидат психологических наук Лариса Дрыгваль поясняет, что ребенок старательно выводит буквы и слоги, которые потом превращаются в слова, когда он осваивает письмо. Свой почерк у него появляется не сразу. Ребенку нужно натренировать руку.
Только после тренировок процесс письма становится бессознательным. Только тогда можно судить о характере и особенностях развития ребенка на основании его почерка. Если же ученик пишет в начальных классах косо и криво, то тревогу точно бить не стоит. Одним детям необходимо больше времени, чтобы отточить навык до автоматизма, а другим меньше.
Согласно мнению эксперта, практически у всех подростков почерк меняется. Это обусловлено тем, что ребенок ищет себя. Графологи берутся за изучение письма тех, кому исполнилось 13-14 лет. В этом возрасте письмо уже является отражением внутреннего мира, эмоционального состояния. По письму можно судить о работе полушарий головного мозга, выявлять психические проблемы и отклонения.
Минусы идеального почерка
Лариса Дрыгваль развенчала миф о том, что красивый почерк наблюдается у умных и здоровых людей. На самом деле это не так. Иногда почерк, который вызывает восхищение, в действительности свидетельствует о наличии серьезных расстройств психики, таких как шизофрения.
Есть еще один веский повод не радоваться наличию у ребенка каллиграфического почерка, ведь он может отображать социальный стереотип успешности: человек пытается всеми силами вписаться в общепринятые стандарты, теряя при этом свою индивидуальность. Наличие каллиграфического почерка — это как одежда, которую примеряет на себя автор. Он стремится подстраиваться под окружающих. В дальнейшем это может сыграть с ним злую шутку.
Люди с каллиграфическим почерком уделяют больше внимания форме, а не содержанию. У них может развиваться стремление подражать тем, кто рядом. В приоритете будет внешнее (наносное), а не внутреннее (настоящее).
Нередко каллиграфический почерк свидетельствует о наличии «синдрома отличника». Он наблюдается у людей, которых в детстве заставляли угождать и родителям, и окружающим. Ребенок вырос. Люди, которым он угождает, считают его хорошим человеком, а он ощущает себя глубоко несчастным.
Пища для размышлений
Это веские основания для родителей задуматься над тем, нужно ли ругать ребенка за плохой почерк, который отражает свойства его характера и личности. Есть дети, которым нравится выводить буквы. Они получают от этого удовольствие. Но есть и такие дети, которых подобные уроки утомляют. Они не понимают, зачем уделять столько внимания форме и соединению букв, когда важно, что написано, а не то, как это написано.
Если ругать ребенка за плохой почерк, у него могут появиться комплексы. Он поймет, что отличается от всех и является каким-то неправильным. Это одно и то же, что ругать ребенка за плохое зрение или за низкий рост. Что он может с этим поделать? Он родился таким. Точно так же бессмысленно заставлять его переделать свой почерк, который является отражением индивидуальности.
Всему свое время
Конечно, необходимо обучать ребенка письму. Но делать это нужно своевременно. Сейчас в моде школы раннего развития, где даже малышей учат писать. Так делать не стоит. Ребенок должен начинать учиться писать в первом классе. До этого он может знать буквы, уметь что-то печатать на клавиатуре, но заставлять его писать в прописях точно не стоит. К тому моменту, когда он пойдет в школу, он растеряет свои навыки. В школе его будут учить писать заново, возможно, по новым правилам. Это доставит дополнительные проблемы.
Шариковая и перьевая ручки
Что касается инструмента для письма, то чаще всего в школах используются шариковые ручки. Они не оставляют клякс, их удобнее использовать для письма. Но есть один существенный минус. Держать ее нельзя горизонтально: нужно под углом. Из-за этого ребенку приходится изгибать свою руку, сильно зажимать пальчики, чтобы инструмент не выскользнул из рук. Из-за такого неудобного положения буквы могут получаться разного размера, «скакать» по строчкам. В долгосрочной перспективе могут наблюдаться боли в шейном отделе.
Чтобы этого не произошло, рекомендуется давать ребенку перьевую ручку. Ею удобнее писать, ее удобнее держать. Также именно перьевая ручка помогает улучшить почерк, сделать его более разборчивым.
Заключение
Не превращайте обучение письму в наказание. Поощряйте интерес ребенка к каллиграфии, приобретая ему красивые аксессуары, к примеру, привлекательный, с его точки зрения, блокнот или ручку.
Также не будет ничего плохого в том, если ребенок будет периодически писать карандашом, — тогда будет легче исправлять написанное. Чередование инструментов только приветствуется.