Комиксы о событиях дня: творческие способы научить детей распознавать и испытывать эмоции

Эмпатия, эмоциональный интеллект - сфера, на которую обращают большое внимание и педагоги, и родители. За сочувствие, которое человек испытывает, переживая с героем фильма эмоции, отвечает специальный мыслительный процесс, который ставит во главу угла не факты, а чувства.

Развивается это эмпатическое мышление к 6-7 годам и достигает зрелости в 16-18 лет. В этом возрасте, как отмечают психологи, эмоционально-волевая часть личности обычно уже сформирована. Именно эта сфера отвечает за осознание и проживание своих чувств, понимание переживаний окружающих и эмоциональные связи.

Поэтому маленькие дети остро реагируют на то, что им не нравится. Они просто еще не научились контролировать настроение. Область мышления не сформирована, и это нормально. Дисциплина, выдержка и управление переживаниями только начинают развиваться.

К школьному возрасту ребенок начинает сочувствовать "по-взрослому", осознавать настроения и эмоции других, как свои собственные. Эта способность психики называется эмпатией. Развивать ее можно в течение всей жизни.Человек сам решает, до какого эмоционального уровня расти. Но и воспитание в детстве играет большую роль.

Когда в ответ на истерику мама разрешает чувствовать ту или иную эмоцию, помогает ее прожить и потом объясняет, как называется это чувство, тогда ребенок понимает, что переживания - это нормально. Они есть у всех, у них есть название и они быстро проходят. А еще он знает, что мама его любит, понимает и принимает в любом эмоциональном состоянии.

Психическое здоровье ребенка не менее важно, чем физическое. Способность сопереживать помогает детям лучше понимать и взрослых, и друг друга.

Какие игры и занятия помогают развить эмпатию

Любая деятельность, которая связана с живым общением участников между собой, развивает эмоциональный интеллект. Это домашние театры, чтение книг, кино и простые сюжетные игры детей, в которых есть разные роли. Ребенок может проигрывать ситуации, случившиеся в школе, дома, с друзьями с помощью игрушек.

Так дети пробуют себя в разных образах, узнают, какие эмоции и чувства возникают, когда заботишься о малыше-голыше или когда заболел любимый мишка. При этом каждая роль требует определенного поведения - можно и ругаться, и мириться, и пробовать всю гамму переживаний. Развитие происходит быстрее, если ребенок играет с другими детками. Тогда общение усложняется, и малыши могут попробовать все чувства и эмоции "на зубок".

Чтение и кино прекрасно обогащают эмоциональный мир детей. Разные характеры и культуры, которые не встречаются в повседневной жизни, отлично развивают воображение. На важных моментах книг и фильмов нужно останавливаться, обсуждая с ребенком чувства персонажей.

Как показывают исследования, нарисованные чувства воспринимаются человеком так же, как и в реальности. А значит, эмоциональный интеллект ребенка можно развить интересными творческими способами.

Живая картина

Некоторые эмоции редко встречаются в жизни. Но их можно найти на картинах. Предложите ребенку сымитировать выражение лица персонажа полотна и определить, что он чувствует.

Не у всех получается это упражнение с первого раза. Но часто позже становится любимой игрой. Особенно если вы запечатлите чадо на фоне репродукции. Или сделаете коллаж. И посмеетесь, и позанимаетесь.

Комиксы о жизни

Жизненные ситуации можно зарисовывать, придавая персонажам соответствующее выражение. Вначале рисовать должен сам ребенок. Сюжет определяется значимыми событиями дня - семейная прогулка у озера, праздник, новая игрушка, ссора с братом.

Важно проговорить, что хотел показать малыш, какие эмоции изобразил. Затем нарисуйте ваш взрослый вариант продолжения ситуации. Расскажите, что происходит, какие чувства и переживания передаете вы. Покажите модель положительного развития событий.

Грустный - веселый

Предложите нарисовать обычный предмет - яблоко, домик или просто кружок. Затем рисунок нужно "оживить" - добавить лицо грустного и веселого паровозика, треугольничка или дерева. Расспросите, чем отличаются картинки, что показывает эмоции.

Со временем игру можно усложнить. Найти или нарисовать предметы или животных с разным настроением. Например, злой волк ищет зайчика. Довольный ежик тащит яблочко. А потом предложить ребенку поменять эмоции - нарисовать в животе у волка сосиску, а у ежика забрать фрукт. И так же важно назвать эмоции и обсудить, что изменилось и почему.

Эмо-доска

Нарисуйте кружочки-личики с разными эмоциями, вырежьте и прикрепите их магнитами к доске или просто разложите на столе. Пусть ребенок покажет свои чувства и расскажет, каких больше и почему. Упражнение простое, но хорошо помогает понять собственные эмоции.

Родитель как эталон

Все больше родителей понимают, что ребенок берет их поведение как основу для развития. Психологи называют это ролевой моделью. До школы такое копирование неосознанно. Мальчики повторяют папу, девочки маму. Это помогает малышам адаптироваться в саду и школе, общаться. Поэтому для родителей важно быть хорошим образцом для подражания, чтобы потом не жаловаться на образ мышления и поведение своего чада.

Дети постарше ищут эталон уже осознанно, для того чтобы понимать, какими они хотят быть, какие качества хотят развить. Это уже не просто копирование - это формирование личности, ценностей, убеждений, а значит и будущего.

Видя хороший пример гуманного отношения к себе, к окружающим и их эмоциям и чувствам, дети перенимают этот живой опыт сначала несознательно. Затем, если родители поддерживают, помогают и вдохновляют примером, то и в будущем именно мама и папа останутся в роли наставника и сформируют ценности и направление развития.

Комментарии