Большая оттепель: может ли глобальное потепление открыть торговые пути через Арктику?

Изменение климата все больше открывает Северо-Западный проход - Арктический морской путь к северу от материковой части Канады.

Может ли глобальное потепление предвещать эру активизации грузовых перевозок по всему миру?

"Где карта, Билли?"

Еще в XIX веке существовала "гонка" за навигационной картой Северо-Западного пути через Северный Ледовитый океан как кратчайший маршрут между Северной Атлантикой и северной частью Тихого океана.

Исследователи отправлялись на кораблях с западного побережья Гренландии, чтобы провести их через канадские арктические острова, перед тем как пройти по Берингову проливу между Аляской и российским побережьем. Проблема состояла в том, что даже летом маршрут был перекрыт непроницаемой ледяной толщей. В одной из тех экспедиций - экспедиции британца сэра Франклина (1845 год) после того, как два его судна намертво застряли во льдах, погиб весь экипаж, 129 человек.

И вот более чем 170 лет спустя потепление в Арктике способствует освобождению этого маршрута. Он становится все более доступным, правда, только в летние месяцы.

Азия, оказывается, не так уж далеко

По некоторым оценкам, арктические льды отступают настолько, что Северо-Западный путь может стать экономически реальным судоходным маршрутом.

Для компаний, занимающихся перевозкой товаров из Китая или Японии на восточное побережье США или в Европу, проход сократит тысячи миль в сравнении с маршрутами, которые сегодня пролегают через Панамский или Суэцкий каналы.

Канадское правительство очень надеется, что это все-таки произойдет. В конце прошлого месяца министр торговли страны Джим Карр заявил, что маршрут, скорее всего, в считаные годы будет доступен круглогодично.

Как все начиналось

В 2014 году "Нунавик" стал первым грузовым судном, прошедшим по этому пути без сопровождения: он доставил никель из Канады (провинция Квебек) в Китай. На борту "Нунавика" находился Тим Кин, управляющий арктическими операциями владельца судна Fednav (канадская морская транспортная компания). Он даже "посетовал" что поездка прошла довольно "скучно": кораблю не пришлось целыми днями бороздить лед. Путь из Квебека в Китай занял всего 26 дней, что более чем на две недели меньше 41-дневного плавания через Панамский канал. Однако по большей части Fednav не предполагает использовать маршрут на регулярной основе, но при первой необходимости отправит суда именно по нему.

Первопроходец

За год до путешествия "Нунавика" одно из крупных судов - Nordic Orion - стало первым грузовым судном, прошедшим через проход, хотя и во главе с ледоколом канадской береговой охраны. После этого владелец датской логистической компании Nordic Bulk Carriers с полной уверенностью, что его ожидания станут реальностью, выразил надежду о том, что сможет сделать это снова.

Трафик растет

На данный момент количество проходящих через проход кораблей невелико, но непрерывно увеличивается.

В 2017 году путешествие совершили 32 судна, и только одно из них - грузовое. Остальные - это прогулочные яхты, специальные ледоколы, круизные судна и танкеры. И это в сравнении с 18 судами в 2016 году и 16 в 2015 году.

Fathom Marine (канадская логистическая компания) ожидает, что уровень судоходства будет продолжать расти, учитывая рост проектов добычи полезных ископаемых во всем регионе. Президент Нильс Грам считает, что его компания способна предоставить морскую поддержку проектам, которые будут здесь развиваться, включая инвестиции. Он уверен, что по мере того, как открывается все больше компаний по добыче полезных ископаемых, их необходимо будет поставлять на мировые рынки, и при этом постоянно пополнять.

Есть сомнения

Однако некоторые эксперты по арктическим вопросам выражают неуверенность в том, что Северо-Западный маршрут когда-нибудь станет полноценным оживленным торговым путем. Один из основателей аналитического центра Арктического института считает, что этот проход не столь удачный для судоходства, как Северный морской, который протянулся вдоль довольно хорошо освоенного российского арктического побережья. Он утверждает: путь вдоль канадских берегов имеет несколько географических уязвимостей, в числе которых множество островов, удерживающих регион во льдах, чего нельзя сказать о российском маршруте.

И проблемы

Другой камень преткновения для канадского маршрута - отсутствие глубоководных портов и ограниченные возможности поиска и спасения. Есть также до сих пор неразрешимые разногласия по поводу доступа к проходу. Канада претендует на суверенитет, в то время как США и другие страны считают проход международным. К тому же когда дело доходит до вопросов инвестиций и развития, то становится очевидным, что довольно большой Североамериканский Арктический регион (Аляска, северные территории Канады и Гренландия) имеет значительное отставание от российской Арктики.

Здоровая конкуренция

Ни для кого не секрет, что Россия последнее время активно стимулирует экономику Севера, рассчитывая в ближайшие годы инвестировать миллионы долларов в строительство атомных ледоколов и развитие портовой инфраструктуры вдоль Северного морского пути.

Однако и Канада строит не менее честолюбивые планы по перестройке своего глубоководного порта с выходом в Арктику. Разговор идет о «Черчилле» в Гудзонском заливе (провинция Манитоба).

Министр международной торговли Канады г-н Карр считает, что эта работа откроет "совершенно другой мир" для северных регионов страны.

Джессика Шадиан, директор Arctic 360, организации, которая занимается продвижением североамериканской Арктики, настаивая на геополитической важности устойчивого инвестирования, уверена, что экономический потенциал у этого региона огромный, но подчеркивает: Канада слишком медленно признает достоинства собственных северных территорий и их потенциала. Вместе с этим г-жа Шадиан добавляет, что Китай более пристально "смотрит" на развитие североамериканской Арктики в рамках амбициозной схемы по трансформации своих связей с Европой и не только. А все потому, что канадцы и американцы никак не поверят в экономическую выгоду, которую может принести регион.

Комментарии