“Если разместить товары на расстоянии вытянутой руки от клиента, то он купит больше”: как Фрэнк Вулворт придумал супермаркеты
Сегодня сложно представить, что много лет назад супермаркетов не было в помине, а чтобы найти нужный товар, требовалось обращаться к продавцам. Прогуливаясь между стеллажами в супермаркете и выбирая понравившиеся товары, мы должны сказать "спасибо" одному предприимчивому американцу, без которого это было бы невозможно. Именно он когда-то первым придумал супермаркеты, ценники и ассортиментные выкладки товаров.
Обычный ребенок
Фрэнка Вулворта ждала незавидная участь. Его отец был беден, из-за чего Фрэнк с младшим братом Чарльзом искали варианты заработка, чтобы помочь семье. По природе своей Фрэнк был крайне застенчив. И когда пареньку все же удалось устроиться в мануфактурный магазинчик, ему доверили лишь должность ученика продавца. Помыть пол, протереть витрину, разложить товар – вот и все, что требовалось сделать. Хозяин магазина не был готов поручить что-то более серьезное. Парнишка был настолько стеснительным, что не мог найти в себе силы даже выйти к покупателям. Что же так пугало несчастного юношу?
Такие продажи не по душе
В 1900-х годах торговля происходила по совершенно иной схеме, нежели сейчас. В магазине присутствовал один продавец, за спиной которого располагались товары. Хочешь посмотреть что-то конкретное? Попроси показать. Согласитесь, со временем это начинало раздражать.
Ценников как таковых не существовало: для каждого покупателя цена товара была разная. Например, если в магазин заходил бедняк, ему называли более-менее приемлемую цену. Но когда продавец видел в дверях состоятельного человека, стоимость товара взлетала в разы.
Продать товар как можно выгоднее удавалось путем торга. Хозяин лавки пытался повысить цену, а потенциальный покупатель снижал ее как мог. Все эти хитрости были неведомы Фрэнку, оттого при виде покупателей он просто прятался за прилавок.
Страх – двигатель торговли
В один день хозяин магазина пригрозил увольнением. Но потом остыл и поставил условие: он оставит юношу на работе, если тот в его отсутствие выполнит дневную норму по продажам. Был уверен: у робкого подчиненного ничего не выйдет. Но Фрэнк Вулворт, движимый собственными страхами, начал действовать.
Чтобы не сообщать покупателям каждый раз цену, он расклеил на товарах картонные бумажки с написанной от руки суммой. Она была минимальна: молодой человек заранее узнал, что можно отдать дешево.
Отдельно он разместил стойку с товарами с копеечной ценой, которые уже много месяцев никто не покупал. Расположил ее поближе к окну, чтобы люди с улицы сразу видели заманчивое предложение. А сам, испугавшись результата собственных трудов, скрылся в подсобке.
В тот день он заработал шесть дневных выручек. Хозяин магазина не поверил собственным ушам! Он не знал, что боязнь общения породила такую удивительную мысль, ставшую своего рода двигателем успеха. За находчивость он пообещал оставить у себя юношу, но теперь был против сам Фрэнк. Он понял, что после такого может открыть собственный магазин.
Методы выживания
Первый магазинчик Фрэнка Вулворта под вывеской “Все по пять центов” открылся в 1879 году. Для него молодой предприниматель закупал мелкую галантерею. Спустя шесть лет таких торговых точек было уже пять, а он сам с братом Чарльзом основал свою компанию. К удивлению, количество семейных магазинчиков стало увеличиваться в геометрической прогрессии.
Каждый раз Вулворт тщательно продумывал, в каком месте обосноваться. Вычислял любимые маршруты местных жителей, долго наблюдал за их поведением. Старался выставлять невысокую цену, чтобы у каждого была возможность что-то приобрести в его магазине, плюс низкая цена всегда завлекала. А если вдруг видел, что у конкурентов цена снижается, тут же опускал собственную в два раза. Те его ненавидели, но сделать ничего не могли.
Первые магазины самообслуживания
Вулворта называли прижимистым человеком, и на это были все основания. Ходили слухи, что в работники он берет исключительно неквалифицированных рабочих и платит им в разы меньше, чем другие работодатели.
Тем не менее Фрэнку удалось выстроить империю розничной торговли. Товары в его магазинах были выложены в свободном доступе, чтобы покупатели могли их рассмотреть и потрогать. Вместо продавцов в торговых залах присутствовала только охрана, а на выходе ждал кассир. Просто и удобно!
Мелочь складывается в целое состояние
В прессе Фрэнка Вулворта окрестили “пятицентовым королем”, но самому предпринимателю это прозвище не нравилось. Он говорил так: заработки приходятся на мелкие товары, но именно эта мелочь складывается в итоге в целое состояние. Вместо того чтобы почивать на лаврах, вплотную занимался своим бизнесом. Больше всего ему нравилось приходить в магазины инкогнито и, взяв большую сумку, начинать складывать в нее товары.
Если охрана не замечала подозрительного покупателя, он раскрывал себя и шел к менеджеру, чтобы выяснить, почему за залом так плохо следят. Правда, однажды охранник его все же заметил и скрутил. Долго пришлось доказывать, что он не вор, а владелец магазина.
Многие ноу-хау, которыми мы пользуемся сегодня, были придуманы именно Вулвортом. Так, он назвал декабрь месяцем сбора урожая и дал старт рождественским распродажам. А ведь до этого елочные игрушки продавались плохо.
“Наша реклама - это витрины и прилавки, - любит говорить Фрэнк, выпроваживая очередных рекламных агентов. - Цены в магазинах Вулворта красноречивее рекламных плакатов”.
Жить в роскоши
В детстве единственной книгой, которой зачитывался будущий миллионер, была биография Наполеона Бонапарта. Неудивительно, что знаменитый корсиканец стал для него образцом для подражания. Так, интерьер своего офиса Вулворт скопировал с кабинета Наполеона. Да и в целом приучил себя жить на широкую ногу. Например, в доме Фрэнка стоял огромный орган, который имитировал раскаты грома.
Галстуки для Вулворта шили из тканей, созданных по эскизам самого предпринимателя. А продавщицы в его магазинах были готовы на все, лишь бы заслужить милость хозяина. Многие из них оказывались у него в любовницах. Не смущало и наличие у Фрэнка супруги и трех дочерей.
Вершиной мании величия Вулворта стало строительство небоскреба Вулворт-билдинг в 1913 году. Открывал его сам президент. 14 миллионов долларов, потраченных на строительство, высота 240 метров, 57 этажей – вот таким казался тогда этот небоскреб, ставший самым высоким зданием в мире.
Личная жизнь
К 1919 году в Америке насчитывалось около тысячи магазинов Фрэнка Вулворта. В них все было устроено по единому принципу: свободная раскладка товаров, ценники, самообслуживание. Ассортимент бизнесмен менял каждые две недели, чтобы он не надоедал покупателям. Постоянно устраивал распродажи, менял выкладку товара. Дело процветало.
Вот только счастья небывалый успех Фрэнку не принес. Чем богаче он становился, тем грустнее выглядела его супруга, Дженни Крайтон, и тем меньше видели отца его дети. Он старался как мог: выстроил для них огромный особняк на Пятой авеню в Нью-Йорке, возил в Европу, покупал бриллианты - все тщетно, тепла и любви в семье это не прибавляло.
В конце концов Вулворт завел себе постоянную даму сердца, но вскоре ее потерял. Вместе с девушкой Фрэнк собирался отправиться в путешествие на “Титанике”, но в последний момент вынужден был отказаться: узнал, что на борту будут его знакомые, и не захотел афишировать свои личные дела. Возлюбленная отправилась одна... Узнав о крушении лайнера, Фрэнк был безутешен.
Окончательно здоровье и душевное равновесие Вулворта подкосили семейные драмы. Одна из его дочерей покончила с собой из-за несчастливого брака. Настоял на союзе с крупным биржевым маклером именно отец. Супруга Фрэнка после трагедии потеряла рассудок и попала в лечебницу. А у самого Вулворта развилась желчнокаменная болезнь, которая его и сгубила: Фрэнка не стало в апреле 1919-го, он прожил всего 66 лет.
Империя Вулворта со временем тоже пошла к закату. А мы и сегодня пользуемся нововведениями, которые подарил нам застенчивый, но предприимчивый Фрэнк: ценниками, свободным выбором, скидками, распродажами. К слову, сеть магазинов Вулворта существует и поныне, включая элитные супермаркеты.