Как простому подчиненному чувствовать себя на равных с начальством и заставить его уважать себя

Многие люди испытывают иррациональный страх перед начальством. То есть, даже когда руководитель ведет себя вполне адекватно, не является самодуром, все равно при общении с ним подчиненный не может избавиться от чувства неловкости.

Причины появления такого страха обычно психологические. С детства нас приучали к тому, что нужно слушаться старших: сначала родителей, потом учителей и т. д. На работе на вершине иерархической лестницы оказывается начальник, поэтому вполне логично, что нижестоящее звено не сможет чувствовать себя на равных со своим боссом.

Неуверенность в себе, желание угодить боссу приводит к тому, что работника перестают уважать. Причем не только коллеги, но также и начальник. Это может стать серьезным препятствием для продвижения по карьерной лестнице.

Если вы тоже млеете, бледнеете или краснеете перед начальником, то примите к сведению следующие советы по эффективному решению данной проблемы.

Повысьте самооценку

Уверенный в себе человек, на какой бы должности он ни находился, все равно будет сохранять чувство собственного достоинства. Если вы теряетесь перед начальником, боитесь его как огня, испытываете иррациональный страх, то, скорее всего, ваша проблема в заниженной самооценке. Нужно проделать работу над собой, чтобы исправить данную проблему.

Запишите на листе бумаги ваши карьерные достижения. Почаще перечитывайте и пополняйте этот список новыми успехами. Бросайте себе вызовы и преодолевайте их. Тогда вы почувствуете гордость за себя, станете больше себя уважать, и коммуникация с шефом перестанет быть такой стрессовой.

Проявите деловые качества

Чем больше вы сами допускаете ошибок в работе, чем чаще нарушаете трудовую дисциплину, тем больше будете бояться начальника. К примеру, шеф вызывает вас в кабинет, чтобы дать новое поручение. Но вы об этом не знаете, а думаете, будто вас вызывают на ковер, чтобы наказать за опоздание. А представьте, что начальник даже не знает о вашем опоздании. Поэтому он не поймет, почему вы странно себя ведете: отводите взгляд, переминаетесь с ноги на ногу, заметно нервничаете и т. д. Поверьте, что вы произведете не лучшее впечатление.

Чтобы не жить в стрессе, ожидая, когда вас «подловят», становитесь профессионалом, проявляйте свои деловые качества, чтобы чувствовать себя увереннее. Своевременно сдавайте отчеты, добросовестно выполняйте свои обязанности, соблюдайте трудовую дисциплину, не сплетничайте, не плетите интриги за спиной, не болтайте лишнего, и тогда вам нечего будет бояться.

Поставьте себя на место начальника

Эмпатия — это эффективный инструмент для коммуникации с окружающими. Как только вы поставите себя на место начальника, посмотрите на происходящее с его стороны, то сможете избавиться от волнения.

Во-первых, помните о том, в каких жестких условиях работает ваш босс, какая огромная на нем лежит ответственность. Именно поэтому он может быть резким, напряженным, малоразговорчивым, а не потому, что вы ему не нравитесь. Самая большая ваша проблема — это может быть одна сотая из всех проблем шефа.

Во-вторых, входя в кабинет к начальнику, постарайтесь забыть о том, что перед вами шеф. Подумайте, что перед вами обычный живой человек со своими переживаниями, проблемами и страхами совершить ошибку.

Готовьтесь к переговорам

Первое правило — не тревожьте начальника без повода. Вы должны четко знать, какую проблему нужно решить и почему в этом случае без помощи или консультации шефа не обойтись. Второе правило — чтобы почувствовать себя уверенно, приготовьте план беседы. Соберите максимум информации, доводов, аргументов. Чтобы не мямлить в кабинете у шефа, можете порепетировать дома перед зеркалом. Проведя предварительную подготовку, вы почувствуете себя увереннее и будете более непринужденно вести себя во время переговоров. Это как с экзаменами: когда не подготовился, то нервничаешь, а когда выучил все билеты, то тревоги почти нет.

Учитесь эффективной коммуникации

Немало зависит от вашего тона, жестов, мимики во время беседы. Желательно подстраиваться под шефа, отзеркаливая его поведение. Например, если начальник пребывает в прекрасном расположении духа, полон энергии и энтузиазма, тогда и вы говорите бодрым голосом, показывайте свое хорошее настроение. Если же шеф чем-то озабочен и явно не в духе, тогда ведите себя более сдержанно. Говорите ровным и спокойным тоном, не проявляйте особых эмоций.

Каким бы ни был тон беседы, говорите кратко и лаконично, избегая многословия. Для этого заранее подготовьте текст своего монолога.

Избегайте излишней жестикуляции: она выдает нервозность и неуверенность в себе. Дайте себе установку не поднимать руки выше уровня груди. Не дотрагивайтесь до своего лица, не теребите волосы, ручку или другие предметы.

Снимайте стресс и напряжение перед встречей

Перед тем как отправиться в кабинет к начальнику, займитесь "самонастройкой". Посидите в тишине несколько минут, вспомните о своих достижениях. Подумайте о том, что вы являетесь частью большого механизма вашей организации и тоже вносите свой вклад.

Восстановите дыхание. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Можете послушать релаксирующую музыку или подышать свежим воздухом, чтобы настроиться на позитивную волну.

Полезные советы

Чтобы беседа прошла максимально продуктивно, чтобы ненароком не разозлить босса, а презентовать себя с лучшей стороны, примите к сведению следующие рекомендации:

  • Не пиарьте себя во время разговора, как часто делают люди с заниженной самооценкой. Не начинайте перечислять свои достижения - говорите по существу по конкретному делу, чтобы не отнимать у шефа время.
  • Не прыгайте с места в карьер, сразу заявляя о том, что произошло что-то плохое («У нас проблемы, клиент требует возврата средств»). Войдя в кабинет, кратко обозначьте, по какому вы вопросу («Я по поводу претензии от клиента. Он купил товар, его не устроило качество, и он хотел бы вернуть деньги»).
  • Говорите только тогда, когда вам предоставят слово. Не перебивайте шефа. В случае если надо сказать «нет», помните, что вы отвечаете отказом не самому начальнику, а его аргументам.

Если вы сам руководитель, а вам надо поговорить со своим шефом, забудьте о том, как вами восхищаются подчиненные и какую власть вы имеете. В противном случае конфликта не миновать.

Комментарии