Скупщик неудачных картин, спаситель подкидыша, "медведь" с душой младенца: интересные факты из жизни В. А. Гиляровского

Гиляровский Владимир Алексеевич родился в 1855 году в Вологодской губернии. Он в основном известен как писатель и журналист, знаток дореволюционной Москвы. А еще многие знают о его книге "Москва и москвичи". Но это, пожалуй, и все распространенные сведения о Гиляровском, который был весьма незаурядным, талантливым и щедрым человеком. Ниже будут приведены некоторые интересные факты из его жизни.

Был бурлаком на Волге

Отец Гиляровского был управляющим в графском имении в Вологодской губернии, а мать происходила из рода кубанских казаков. В восьмилетнем возрасте мальчик потерял мать, и его воспитывала вторая жена отца, родовитая дворянка, обучавшая его светским манерам и французскому языку. Особую роль в воспитании сыграл и двоюродный дед, приобщавший Владимира к плаванию, гимнастике, борьбе, боксу.

В 16 лет Гиляровский сбежал из дому, чтобы стать бурлаком на Волге, а затем вел жизнь бродяги. Он был сапожником, циркачом, актером, добровольцем на Турецкой войне, где его наградили Георгиевским крестом. В дальнейшем многие сюжеты Гиляровский брал из этого десятилетнего периода своего существования.

Конец скитаниям

В 1881 году был положен конец скитаниям. Владимир Алексеевич поселился в Москве и занялся литературной и журналистской деятельностью. Лучшие его произведения посвящены столице, ее быту и нравам ее обитателей. Речь идет о "Москве и москвичах", "Трущобных людях", "Моих скитаниях", "Людях театра".

Всю жизнь Владимир Гиляровский был дружен со знаменитыми людьми того времени. Среди них писатели и поэты: Чехов, Горький, Белый, Блок, Брюсов, Бунин, Есенин; артисты: Шаляпин, Ермолова, Качалов; художники: Репин, Саврасов.

В 1884 году Владимир Алексеевич женился на Марии Ивановне Мурзиной, тихой образованной девушке, которая мечтала стать учительницей. Но стала она домохозяйкой и любящей супругой. Впрочем, и дядя Гиляй (так звали Гиляровского друзья) любил ее всю жизнь. Свидетелем на свадьбе был друг жениха Антон Чехов.

В 1885 году родился сын, который прожил совсем недолго, а в 1895-м - дочь. Дети были названы в честь родителей Гиляровского, мальчик - Алешей, а девочка - Надей.

Неутомим в труде и веселье

Гиляровскому была присуща невероятная физическая сила, которую он с удовольствием демонстрировал: писатель мог, например, согнуть пальцами медный пятак, завязать узлом кочергу.

Владимир Алексеевич славился фантастической работоспособностью. Никто не мог даже представить, чтобы "король репортеров" хотя бы в течение одного часа был предан безделью.

Исключение он делал только на Пасху, проводя этот праздник с друзьями. Он сочинял экспромты, носил гостей на руках по саду, возил их в тачке по тропинкам, гарцевал на лошадях без седла. Так в пасхальные дни проявлялась его истинная сущность.

"Медведь" с душой ребенка

Но таким он был отнюдь не всегда. Внешне Гиляровский казался грозным. Молодых газетчиков он упрекал в том, что они плохо знают русский народ, и называл их молокососами и трухлявыми либералами, призывая писать так, чтобы от газетного листа разило жаром, чтобы его с трудом можно было держать в руках, чтобы у читателей спирало дыхание. Тогда как начинающие репортеры, по его мнению, мямлили.

Антон Павлович Чехов признавался самому Гиляровскому, что того очень трудно описать, что он не укладывается в рамки, ломает их. Журналист С. Яблоновский говорил об этом человеке, что в душе у него медвежья сила, но в то же время он такой же мягкий и ласковый, как ребенок. И если у него как у писателя есть талант, то как у человека - гений, и это гений любви. Далее приведено несколько историй, ярко характеризующих сущность этого замечательного человека.

Юнкер и спасенный младенец

Когда Гиляровский учился в юнкерском училище, у него были неплохие перспективы. Однако все внезапно оборвалось. И произошло это из-за сердобольного характера Владимира. Однажды вечером он возвращался из увольнения и обнаружил подброшенного ребенка прямо на дороге. По пути он не встретил ни одной живой души - ни сторожа у ворот сада, ни извозчика, ни полицейского.

Юнкер оказался, как рыцарь, на распутье, между выбором: если пойдет с ребенком в часть - опоздает к поверке и попадет в карцер; если появится с подкидышем в училище - будет неслыханный скандал, еще хуже карцера. Но оставить дитя на улице одного или подкинуть кому-нибудь в дом - это было бы преступлением.

В итоге Гиляровский выбрал второй путь, с младенцем на руках он предстал перед своим начальством. Дело приняло закономерный оборот. Он был поднят на смех, высшее командование отчислило его из училища без объяснения причин. Зато Владимир спас жизнь ребенку. То, что он подставил свою репутацию и карьеру под удар ради того, чтобы быть уверенным, что ребенок окажется в безопасности, для него было вполне естественно.

Честь дамы - это святое

Еще с юношеских лет Гиляровский не мирился с несправедливостью и недостойным поведением окружающих. В этом ему помогала редкостная сила и природная отвага. В своих мемуарах он вспоминал о том, как во время работы в театре заступился за свою любимую девушку, актрису Гаевскую. Однажды во время репетиции Владимир заметил, как, не видя его, к ней, стоявшей между кулис, подошел некий Симонов, сделав попытку ее обнять.

Девушка возмутилась. "Как вы смеете!" - воскликнула она. Владимир Алексеевич молча выпрыгнул из-за кулис, схватил обидчика за горло, прижал к стене, надавал пощечин и надрал уши. На шум стали сбегаться актеры. В пылу гнева Гиляровский предупредил Симонова и всех остальных, что если кто-либо позволит себе хоть раз обидеть Гаевскую, он переломает обидчику ребра. После этого нахал уехал из города, настолько впечатляющей оказалась "наука".

Приобретение неудачных полотен

Художник Александр Герасимов однажды увидел в доме Гиляровского целую коллекцию картин, которые были откровенно слабыми. Он подумал, что кто-то дарит их писателю, и спросил, кто же это? Оказалось, что Владимир Алексеевич сам их покупает. Герасимов удивился, зачем же он это делает?

Гиляровский объяснил это тем, что хочет помочь художникам. Ведь если кому-то из них дать просто так денег, он обидится, а купить этюд - это уже другое дело. И на хлеб есть, и дух поднимается. Художник подумает, раз кто-то приобрел полотно, значит, понравилось, значит, он умеет работать. Глядишь, и станет трудиться больше, повеселеет, и впрямь дело пойдет лучше.

Помощь Алексею Саврасову

Однако Владимир Алексеевич оказывал помощь также и знаменитым живописцам, когда им это было особенно нужно. Одним из объектов опеки являлся спившийся художник Алексей Саврасов, который ходил в лохмотьях и жил время от времени на Хитровом рынке. Не единожды Гиляровский находил его там и вел к себе в дом. Тот, стесняясь, отказывался, но спорить с известным силачом было непросто.

В своей квартире писатель давал Саврасову чистую одежду, сухие теплые носки и обувь, а все, что снимал с себя художник, уничтожалось. После этого дядя Гиляй подносил Саврасову шкалик для опохмела, а на закуску давал бутерброды с тертым сыром, селедкой и зеленым луком. Вскоре за этим следовало угощение обедом, после которого разомлевший художник засыпал на диване. Перед уходом гостя Гиляровский тайком клал тому в карман целую горсть серебра.

В отличие от покупки полотен у начинающих художников, здесь Владимир Алексеевич проявил особый вид милосердия. Ведь речь не шла о будущем Саврасова, так как его у него уже не было. Другие люди из окружения спившегося живописца прекрасно понимали это и стали сторониться Алексея Кондратьевича, брезгуя общаться с ним. Но Гиляровский продолжал видеть в нем человека, пусть нездорового, униженного, но имеющего человеческое достоинство. И писатель вел себя с ним соответственно.

Вот такой удивительной личностью был дядя Гиляй.

Комментарии