Она не испытала настоящей любви, которую так часто играла в кино: почему красавица Вия Артмане была несчастлива в браке
Двадцать первого августа исполнилось девяносто два года со дня рождения великой звезды советского, российского и латвийского кино. Вию Артмане, обладательницу ряда престижных наград, народную артистку СССР, символ рижского кино, именовали когда-то «балтийской богиней» и «матерью Латвии». Никто не мог ожидать, что эта суперзвезда в старости будет прозябать в бедности и забвении. Равно как и узнать после ее смерти о том, что не только нищета и болезни терзали знаменитую актрису при жизни. Признания, которые она сделала в последние годы, стали для многих открытием. Оказывается, звезда, которая так часто играла в кино настоящую любовь, сама была несчастлива в браке.
Детство
Будущая звезда появилась на свет в 1929-м в небольшом поселке в Латвии. При рождении девочке было дано имя Алида. Детство ее было по-настоящему трудным. Отец умер еще до ее рождения, и матери, простой крестьянке, доводилось с большим трудом зарабатывать не пропитание себе и дочери. Второй брак матери оказался неудачным – спустя несколько месяцев женщине пришлось бежать от мужа. Она нанималась поденщицей, Алиде также пришлось рано начать работать – с десяти лет она пасла скот крестьян.
Когда девочке исполнилось пятнадцать, их маленькая семья переехала в Ригу. Здесь по окончании советской школы Алида поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса.
Театр
Окончив обучение, девушка сменила имя на более благозвучное – Вия - и поступила на работу в Художественный театр, в труппу режиссера Эдуарда Смильгиса. О нем актриса всегда отзывалась с огромным восхищением как о своем учителе:
Я жутко комплексовала. И только такой замечательный человек, каким был основоположник латышского национального театра Эдуард Смильгис, сумел рассмотреть во мне артистические задатки. Это бог меня с ним свел. Смильгис вырастил меня как актрису. У него все женщины долго оставались молодыми. Этот мастер умел поддержать в актерках молодость какими-то только ему одному ведомыми способами. И профессиональной уверенности, ответственности за свое дело он нас научил. Я поэтому в телефильме «Театр» по Сомерсету Моэму играла свободно и расковано...
Очень скоро Артмане стала в этом театре ведущей актрисой. Ее задействовали в классическом репертуаре – в постановках по произведениям Шекспира, Бернарда Шоу, Толстого, Достоевского, Чехова и др. В театре им. Яниса Райниса актриса служила около пятидесяти лет. В 1998-м Вия Фрицевна начала работать в Новом Рижском театре.
Кино
Природа наделила ее красотой, сдержанностью и благородством манер и поведения. Из-за того, что в театре актрисе часто доводилось исполнять роль аристократок и королев, среди поклонников ширилась легенда о ее аристократическом происхождении. Один из посвященных Артмане документальных фильмов так и назвали – «Беседы с королевой». Однако самой Вие всегда хотелось преодолеть границы сложившегося типажа, играть не только царственных красавиц, но и своих современниц.
Это желание нашло свое воплощение в кино. Дебют Артмане на экране состоялся в 1956-м. Первыми ее картинами были «После шторма», «За лебединой стаей облаков», «Чужая в поселке». Настоящая слава пришла к актрисе после исполнения ею роли паромщицы Сони в фильме режиссера М. Ершова «Родная кровь» (1963). Военная мелодрама получила широкую популярность у советских зрителей, ее отметили на международных кинофестивалях. Читатели журнала «Советский экран» признали Артмане лучшей актрисой года.
В шестидесятые и семидесятые Вия была одной из известнейших актрис СССР. Одной из ее безусловных удач в кино стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа С. Моэма «Театр». Всего в фильмографии Вии Артмане около пятидесяти киноролей. Последней работой в ее актерской карьере была роль царствующей особы - императрицы Екатерины Второй в картине «Золотой век» режиссера И. Хотиненко.
О личной жизни
Карьера Вии Артмане сложилась более удачно, чем ее личная жизнь. Ее муж, известный в Латвии и за ее пределами артист Артур Димитерс, был старше супруги на четырнадцать лет.
После его смерти в 1986-м Вия призналась, что не испытывала настоящего счастья в замужестве:
Мой муж – мы играли с ним в одном театре – был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была намного моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого и нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит.
Хоть Артмане неоднократно порывалась уйти от мужа, она отдавала себе отчет в том, что он является одним из лучших актеров страны:
Он был великим актером. Такого в Латвии не будет еще лет 50 как минимум. Конечно, наша семейная жизнь не была такой, о которой я мечтала, но со временем страсти улеглись, и мы долгие годы были друг для друга отдушиной. Для меня и для него театр был главным в жизни. Он придал мне смелости и уверенности в себе. Правда, думал, что раз я моложе, то будет мною всю жизнь управлять и поучать. Так не получилось.
Дети
Артмане всегда говорила в своих интервью, что хоть ей и не довелось испытать в жизни настоящей любви – такой, которую посчастливилось играть на театральной сцене и в кино, судьба предоставила ей полноценную замену, сделавшую женщину поистине счастливой. Настоящим подарком судьбы артистка считала своих детей – сына Каспара и дочь Кристиану. Она их воспитывала почти в одиночку, ведь супруг все свое время отдавал театру.
Роман
После выхода картины «Родная кровь» зрители сразу «поженили» исполнителей главных ролей – Вию Артмане и Евгения Матвеева, настолько искренней, по-настоящему чувственной была их игра. Артистов действительно не только на экране, но и в жизни связывало большое чувство. Их роман был обречен – у обоих были семьи. В 1965-м у Вии родилась дочь, в которой многие узнавали черты Матвеева. Актриса долго не раскрывала тайну происхождения дочери.
Однако все же со временем тайное все рано станет явным. Об отцовстве Матвеева в свое время рассказал журналистам сын звезды.
У них получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Моей жене Лиге мать призналась в этом много лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор — он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят.
После распада СССР: травля на родине
Распад Советского Союза превратился для актрисы в большое испытание. Она всегда с огромной любовью отзывалась о русской культуре:
Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. У нас в народе нет этой такой хорошей ласковой нежности, как это есть у русских.
После распада СССР Артмане подверглась нападкам соотечественников, настроенных националистически. Против бывшего члена артистической и номенклатурной элиты - депутата Верховного Совета республики, главы Союза театральных деятелей, члена Советского комитета защиты мира и т. д. – на родине была организована целенаправленная травля. Звезда потеряла работу, в 1993-м у нее отняли квартиру, так как дом в центре Риги был передан потомкам бывшего собственника. Последние годы она жила на даче в сорока километрах от города, очень нуждалась, много болела и испытывала массу бытовых проблем.
Из воспоминаний ее сына Каспара:
Я попытался заступиться. Написал статью в газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Меня тут же обозвали попрошайкой, который хочет нажиться на популярности собственной матери. Но квартиру дали. Сгоревшую после пожара. Там нужно было менять пол, потолок, мы взяли кредит на ремонт. Но на одну пенсию мамы в 450 долларов и мои мизерные гонорары художника протянуть не смогли. Квартиру пришлось продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мама научилась экономить. Бриллиантов у нее не было. Перешивала свои старые платья. И всю жизнь стирала руками.
Православие
Огромная симпатия артистки к России вылилась в ее решение в конце девяностых перейти в православную веру. При крещении ей было дано имя – Елисавета. Артмане очень серьезно относилась к православию.
Мне нравится часами слушать слова православных молитв и церковное пение. Думаю, что именно вера помогла мне выкарабкаться из тяжелых болезней…
Я давно чувствовала тяготение к этой вере… И это не поза – это мой выбор. Говорить об этом сложно: вера – дело внутреннее, ее нельзя выставлять напоказ. Я сделала то, что для меня было необходимым.
После кончины Артмане в октябре 2008-го ее сыном Каспаром было опубликовано завещание, которое она написала за шесть лет до смерти, в котором великая артистка просила похоронить ее по православному обычаю. Воля ее была исполнена.
По словам театроведа Лии Дзене:
Ее слава шла далеко за пределы страны. Огромное признание в России было в одно и то же время и лестным, и осуждающимся в нашей национальной среде. Медленно уходит эпоха больших актеров и больших личностей.
И в этих словах есть правда.