"Шарахнулась от него к двери и завопила на всю гостиницу". Людмила Максакова о знакомстве с Таривердиевым, своей семье и своих жизненных правилах
Двадцать шестого сентября встречает свою очередную дату царственная прима вахтанговской сцены. Людмиле Максаковой – восемьдесят один! Она является неотъемлемой частью истории отечественного театра и кино. Начав свой путь в искусстве в семидесятые годы прошлого столетия, звезда сегодня пребывает в расцвете физических и творческих сил. Людмила Васильевна продолжает удивлять поклонников новыми образами. Она снимается в телесериалах и играет в театре. В 2019-м выдающаяся актриса воплотила образ незабвенной Лили Брик, музы великого поэта, в нашумевшем артхаусном фильме режиссера А. Шейна «ВМаяковский». В течение десятилетий Максакова практически не меняется, оставаясь объектом мужского и зрительского восхищения.
В день рождения звезды театра и кино вспомним о ее семье, о личной и творческой судьбе, о мужчинах, с которыми ее сводила жизнь, а также о том, какими правилами руководствуется знаменитость в своих поступках.
Детство
Людмила Максакова появилась на свет в Москве в 1940-м. Она является дочерью прославленной оперной певицы Марии Максаковой (девичья фамилия-Сидорова). Ее отцом был певец Александр Волков, отказавшийся признать отцовство.
По воспоминаниям актрисы, их дом был очень дамским, она росла с мамой, певицей Большого театра Марией Максаковой, бабушкой и няней.
Настоящий женский монастырь. Мужчин в нем почти не было, -
вспоминала актриса. По словам Людмилы Васильевны, в детстве она даже не представляла себе, что такое мужчина и зачем он нужен.
Отца она не просто не знала – в течение долгих лет мать избегала любых разговоров о нем. В те годы Большой театр считался придворным театром Сталина. Ходили слухи, что вождь был неравнодушен к Максаковой и что Людмила является его дочерью. Имя отца в семье тщательно скрывалось, и лишь спустя много лет женщина узнала о его необычной судьбе. В 1941-м баритон Большого Александр Волков выступал перед бойцами на передовой и, заночевав в деревне у самой линии фронта, утром проснулся в окружении немцев. Ему удалось перебраться в США и позже открыть там школу оперного и драматического искусства. Думая об отце, умершем в эмиграции, она пришла к выводу:
Никакой политический режим не может отвратить русского человека от его Родины. Я за границей больше двух недель не могу находиться физически.
Русский человек не создан для заграницы. Он не вписывается ни в какие рамки, ни в какую заморскую систему, если у него есть душа и сердце.
Отчество девочке дал друг матери, Василий Новиков, служивший в КГБ. Благодаря его помощи во время войны певица с маленькой дочерью смогла эвакуироваться в на родину, в Астрахань.
Мать не хотела для Людмилы судьбы дочери" предателя Родины", держала ее буквально взаперти, окружив чрезмерной опекой и заставляя заниматься усердно музыкой. По словам звезды, она изо дня в день ходила в музыкальную школы на занятия, таская на себе виолончель в чехле, сшитом «из разноцветных тряпок», и называла это «музыкальной каторгой».
Выбор профессии
Мать мечтала ее видеть в числе студентов Института имени Мориса Тореза, надеясь, что дочь сделает карьеру переводчицы. Как гласит семейная легенда, однажды девушка увидела по телевизору пьесу на французском языке:
И вдруг на экране телевизора я увидела картинку, непохожую на всю остальную действительность, какой-то красавец совершенно неописуемый!
– вспоминает Людмила Васильевна.
С телеэкрана на Людмилу взглянул брюнет с огромными глазами, наряженный в бархатный камзол. Это был студент Щукинки Василий Лановой. И потом он еще и произнес что-то по-французски... Это была судьба. В тот момент девушка определилась с профессией: она начала мечтать о сцене. Поступив в Щуку, она впервые ослушалась мать. Об этом Максакова вспоминает так:
В театр я пришла совершенно случайно...
Правила жизни
По окончании вуза девушка была принята на сцену Театра им. Е. Вахтангова, который на долгие годы стал ее вторым домом. Благодаря сыгранным здесь ролям, а также успеху в кино, за Максаковой закрепилась слава одной из талантливейших и красивейших актрис современности. При этом не в ее правилах было заискивать перед вышестоящими, "биться" за роли, интриговать. По словам Максаковой, она жила по-королевски, подобно булгаковской Маргарите:
Сами все предложат и сами все дадут...
А еще поняла:
Каждый волен сам выбирать, по какому пути идти: то ли совершенствовать свою душу, то ли считать всех виноватыми, что у него судьба не сложилась. Хотя она не складывается совсем по другим причинам. В конце концов, никто никому не мешает. Как говорил Тригорин в "Чайке": "Боже мой, ну всем места в жизни хватит, зачем толкаться..."
Мужчины в ее жизни
Ее первым супругом был модный в те времена художник Феликс-Лев Збарский, который ради красавицы актрисы оставил жену. Они жили в невыносимых бытовых условиях на чердаке в доме на ул. Поварской, где художник обустроил мастерские:
Там не было еще горячей воды, день и ночь толклись люди,
- вспоминает Максакова. -
- Я готовила иногда на полсотню человек, а под утро стояла на кухне и, падая с ног, мыла посуду.
В 1970-м в семье родился сын Максим, однако из-за многочисленных проблем брак распался.
В 1973-м году судьбой была подарена актрисе встреча с предпринимателем и математиком Петером Игенбергсом, гражданином ФРГ. Они поженились в 1974-м. Спустя три года в семье родилась дочь Мария, впоследствии ставшая звездой оперы. Сын Максаковой занялся предпринимательством. В январе 2018-го Людмила Васильевна овдовела.
Об истории их отношений с Микаэлом Таривердиевым
Эта история уже обросла легендами. Неожиданно для бывших влюбленных она была экранизирована: Эльдар Рязанов создал по ней фильм «Вокзал для двоих».
Нельзя сказать, что все начиналось блестяще. По рассказам звезды, на их первом свидании в гостинице модный и успешный композитор появился в «трениках» с вытянутыми коленками. Это ей очень не понравилось. И когда мужчина потянул за поясок ее платья, она
"шарахнулась от него к двери и завопила на всю гостиницу".
Тем не менее их роман длился в течение трех лет года и был прерван трагическим дорожно-транспортным происшествием.
Действующие лица и свидетели описывают трагедию по-разному. По версии родных композитора, Людмила с Микаэлом ехали ночью по Ленинградке, за рулем "Волги" была актриса. Внезапно из-за кустов на трассу вывалился пьяный – и попал под колеса. Композитор тут же пересел за руль, взяв вину на себя. Он получил два года – поскольку ровно столько времени шло следствие, из зала суда вышел свободным. Максакова озвучивает другую версию: за рулем авто Таривердиев, который кипел от злости и ревности из-за пустячного случая, произошедшего накануне в ресторане. Композитор разогнал "Волгу", машина неслась на предельной скорости. На улице Горького на "зебре" под ее колеса попал парень, спешивший на свидание. Сбив человека, композитор не остановился, а, наоборот, еще прибавил газу и пронесся дальше… Трагедия положила конец их отношениям.
«Микаэлу было совестно за то, что струсил, а мне — неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел»,
— рассказывала актриса.
Резюме
В свои восемьдесят один она говорит о себе и о жизни так:
Я очень люблю мир и людей, люблю театр и поэзию, люблю все самое прекрасное, что создал Бог на земле.
Счастье - это когда рождается ребенок, когда он делает первые успехи, когда приходит любимый человек и премьера удачная. Счастье, когда к тебе подходят на улице незнакомые люди и благодарят за роль. Как видите, я и здесь ничего нового вам не скажу. Как истинный консерватор.
И еще:
Я считаю, что каждому человеку, у которого уже есть какое-то имя, нужно стараться сохранять его в чистоте, то есть достойно прожить тот срок на земле, который тебе отпущен Богом. А срок этот, как известно, весьма короток.