"Чтобы не опоздать на урок, я по льду на животе переполз Клязьму!": воспоминания Бориса Грачевского о детстве, "Ералаше" и самом себе

Восемнадцатого марта могло бы исполниться 73 года известному российскому и советскому режиссеру и сценаристу. К своему успеху заслуженный деятель искусств РФ Борис Грачевский прошел долгий путь. Его заслуги отмечены рядом государственных и кинематографических наград. Наибольшую славу режиссеру принесло его детище - детский юмористический киножурнал «Ералаш» в котором в течение 45 лет он работал художественным руководителем и организатором производства. Бориса Юрьевича не стало в январе 2021-го. В нашей статье мы представим его воспоминания о детстве, «Ералаше», а также размышления о жизни и о себе.

О детстве

Будущий режиссер появился на свет в 1949-м в Подмосковье, в еврейской семье. Его отец работал культмассовиком в доме отдыха «Полушкино», мама здесь же заведовала библиотекой. Мальчик часто восхищался тем, как умело и остроумно папа ведет концерты. Благодаря родителю он с ранних лет приобщился к миру искусства: уже в 5-летнем возрасте он участвовал в юмористических номерах старшего Грачевского.

В школьные годы Грачевский увлекся спортом, получил второй разряд по баскетболу и лыжам. О своих детских годах Борис Юрьевич вспоминал:

Я был нормальным пацаном, не пай-мальчиком, но и не задирой. Мог и приколоться, а когда стал постарше, то начал придумывать всякие фокусы. Бывало, что прогуливал занятия и даже срывал уроки. Но один раз, чтобы не опоздать на урок, я по тонкому льду на животе переполз Клязьму!

По окончании восьмого класса юноша поступил в в механический техникум, где получил специальность токаря, после чего стал работать на заводе им. Королева. Спустя какое-то время здесь же он был переведен на должность техника-конструктора.

Армия и начало карьеры

В 1968-м юношу призвали на срочную службу. В армии с ним произошел несчастный случай, в результате чего Борису довелось пережить клиническую смерть. Из армии он возвратился инвалидом II группы. Не желая возвращаться на завод, молодой человек стал просить отца устроить его на работу в ТВ или кино. На киностудию им. Максима Горького его взяли в качестве грузчика. Он вспоминал об этом времени так:

Конечно, что-то грузить, таскать было нелегко. Я вытирал пол, двигал декорации, мебель, зато в остальное время сидел под камерой и наблюдал за работой съемочной группы. И от этого испытывал такой кайф, ради которого готов был терпеть любые сложности.

На студии им. Горького

Перенося реквизит и разгружая машины, юноша восхищенно наблюдал за работой именитых режиссеров, с которыми ему довелось работать: Львом Кулиджановым, Александром Роу и др. Приняв решение о получении театрального образования, он поступил во ВГИК на заочное отделение. Окончить вуз ему удалось лишь спустя двадцатилетие с небольшим.

Особенно Грачевскому запомнились съемки фильма «Преступление и наказание» (реж. Л.А. Кулиджанов), сказки А.А. Роу «Варвара-краса, длинная коса» и др.), где он был администратором. По словам Бориса Юрьевича, у Роу он сыграл свою «первую и самую главную» роль в кино: грозящую руку чудища, высовывающуюся из воды. За кадром был слышен грозный голос артиста Георгия Милляра: «Должооок!», а администратор Борис в это время, лежа у корыта с водой, и шевелил ужасной рукой. Об Александре Роу он говорил так:

Он никогда свой сценарий от меня не прятал. И я в его комментарии потихонечку поглядывал — учился. А оператор иногда разрешал мне посмотреть в камеру, чтобы понять, как выстраивается кадр...

Доводилось начинающему кинематографисту сотрудничать также с Василием Шукшиным, Марком Донским, озвучивать мультфильмы и т.д.

«Ералаш»: начало

1974-й стал поворотным в творчестве Грачевского. Им давно вынашивалась идея создания детских короткометражных фильмов, в оформлении которой помог писатель Александр Хмелик, зам. главного редактора студии, пригласивший молодого талантливого организатора к сотрудничеству над созданием детского юмористического киножурнала. Идею названия их детища («Ералаш») подсказала дочь писателя.

Успешный проект

Уже первые выпуски показали, что проект обещает быть успешным, каждый выпусков «мальчишки и девчонки, а также их родители» ожидали с большим нетерпением. За более чем 45-летнее существование «Ералаша» Грачевский снял свыше 1200 сюжетов, сценарии к которым были созданы им самим. Актерами была воплощена на экране целая плеяда детских образов: отличников и двоечников, хулиганов и пай-мальчиков, изворотливых хитрецов и благородных рыцарей.

Кого открыл «Ералаш»

Благодаря «Ералашу» осуществились мечты тысяч ребят сняться в настоящем кино. Не все из тех, кто принял участие в съемках киножурнала, выбрал путь актера. Однако многие решившие посвятить себя этой профессии, сегодня являются широко известными зрителю. Среди открытий Грачевского и его команды: Анна Цуканова, Велимир Русаков, Наталья Ионова, Александр Головин и др.

О сотрудничестве со звездами

Грачевским была налажена работа многочисленного коллектива, ему удалось реализовать в киножурнале множество интересных идей. Грачевский вспоминал:

Я никогда не строил себе карьеру. Я хотел работать так, чтобы на меня никто не обижался, чтобы на меня могли опираться мои коллеги...

В съемках детского киножурнала были задействованы самые известные и популярные артисты, публичные персоны, звезды шоу-бизнеса: Анастасия Зуева, Максим Галкин, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Геннадий Хазанов, Сергей Гармаш, Филипп Киркоров и др.

Вспоминая эпизод съемок серии "Ералаша" о том, как мальчику Пете Ручкину удалось рассмешить "самую печальную царевну на свете", Борис Юрьевич говорил следующее:

...Все сняли, смотрим готовый материал и вдруг понимаем, что в финале надо бы Зуевой тоже тортом «засветить». И вот я опять вызываю на съемки «нашу бабулю» (Народную артистку СССР Анастасию Платоновну Зуеву, исполняющую у А. А. Роу роль сказительницы, - прим. автора), а она уже очень старенькая была… Опять ставим декорацию, а я сажусь под камеру и начинаю метать в Анастасию Платоновну куски торта… Но то она текст не тот скажет, то я промахнусь, и нужно чистить костюм… Зуева орет: «Вынь из торта орешки — убьешь старуху!» Все кругом хохочут. Так и не сняли идеально — пришлось взять дубль, в котором на долю секунды в кадр попала моя рука...

Очень тепло режиссер отзывался в своих воспоминаниях о Михаиле Пуговкине, которого называет самым близким для него человеком из актерского ансамбля Александра Роу. Он говорил:

Его простое деревенское лицо, которое он сам называл "будкой", совершенно не соответствовало его тончайшей натуре. Он ведь был человеком очень умным, ироничным и в чем-то прозорливым...

О последних годах

Грачевский снимал собственное полнометражное кино, участвовал в популярных телепрограммах, писал сценарии и книги, однако «Ералаш» продолжал оставаться в его творчестве главным. В одной из бесед режиссер поделился:

...Вот говорят: дети изменились. Это, конечно, так, потому что в их жизни появились гаджеты. Но по большому счету, у детей поменялась лишь «обертка», а внутри они остались прежними. Дети так же, как и раньше, смущаются, зажимаются, ждут похвалы или хвастаются, хулиганят...

На 2020-й у него были грандиозные планы. Он писал:

...Я хочу услышать свой голос, что-то сделать, оставить важное, нужное, полезное. Нельзя жить, не оставляя след. Я хочу что-то сказать, что-то объяснить, чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется отдать то, что я знаю. Как говорили древние, "что оставил, то пропало, что отдал, то твое". Вот мне хочется понять, для чего я это все нажил, и как могу это отдать. Я всегда цитирую Владимира Высоцкого: "Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним". Мне, наверное, уже есть...

В его планы жизнь внесла свои коррективы. В конце декабря режиссер заболел коронавирусом. В январе следующего, 2021-го, года его организм не смог преодолеть вызванных серьезным заболеванием осложнений. 14 января Бориса Юрьевича не стало.

Комментарии