“Доводилось снимать исторические фильмы, но сейчас это совершенно другое”: Николай Лебедев о “Нюрнберге”, авторском кино и проектах для платформ
Этой весной вышла на экраны картина "Нюрнберг", посвященная международному военному трибуналу. Ее снял режиссер Николай Лебедев, который сам написал к ней сценарий, взяв за основу книгу Александра Звягинцева "На веки вечные". В интервью Лебедев рассказал о "Нюрнберге", авторском кино и проектах для платформ.
"Это что-то совершенно особое"
Картина "Нюрнберг" рассказывает о проведении странами-победительницами суда над нацистскими преступниками. В Нюрнберг приехал Игорь Волгин, который является военным переводчиком, ищущим брата, пропавшего на войне. Его сыграл Сергей Кемпо. Здесь он встретил Лену, на жизнь которой война также оказала большое влияние. Ее роль исполнила Любовь Аксенова. По поводу своей картины о нюрнбергском процессе режиссер сказал, что это особое кино.
Надеясь на успех картины, он отметил:
Мне уже доводилось снимать исторические фильмы, но "Нюрнберг" - это что-то совершенно особое. По жанру наш фильм - детективно-шпионский триллер. Это приключенческая история, которая, надеюсь, получится захватывающей и зрелищной. В ней будут погони, перестрелки, предательство, будет любовь и много всего, что составляет основу человеческих отношений.
Режиссеру хотелось, чтобы получилась история не только о трагическом прошлом, но и о современной жизни. Он отметил, что итоги процесса не прошли бесследно, они в определенной мере повлияли на представление людей о добре и зле. Кроме того, трибуналом была подведена черта, обозначающая конец войны и задавшая человечеству новую систему координат, в которой появилось иные базовые ценности, понимание важности человеческой жизни, недопустимости агрессии и нарушения прав человека.
Это кино о жизни
Николай Лебедев также сказал, что его фильм рассказывает о жизни человечества и о жизни отдельных людей в переломный момент истории - от войны к миру. Герою картины пришлось пройти через ад Второй мировой. Хотя из него он вышел победителем, его душа обожжена. Он видел так много страшного, так много ужаса, смертей, что разочароваться ему нетрудно.
Человек прошел через катастрофу вселенского масштаба, став очевидцем крушения основополагающих жизненных принципов - моральных, нравственных, социальных. Поэтому возвращение к нормальному существованию для него является проблематичным. Ему нелегко найти в себе силы к продолжению жизни, преодолеть душевное опустошение, вновь увидеть жизнь в светлых красках. Как это сделать? Именно на этот вопрос и и пытается дать ответ фильм "Нюрнберг".
Проблематика картины универсальна
По мнению режиссера, разного рода кризисы и катастрофы - это явления не только внешнего мира, но и внутреннего. Практически каждый человек может попасть в ситуацию, когда приходит беда и нужно с ней справляться, находить в себе силы, чтобы взлететь снова. Поэтому проблематика "Нюрнберга", по сути, является универсальной. В ней личностное переплетается с социальным, общечеловеческим, глобальным.
Деликатный и непредсказуемый процесс
Режиссер отметил, что всегда очень трепетно относится к выбору актеров, называя этот процесс тонким, деликатным и абсолютно непредсказуемым. Практически он является поиском интонации фильма, похожим на подбор музыкальных инструментов, на которых и будет звучать ваша личностная тема.
С момента начала создания сценария Лебедев уже видел в главной роли в "Нюрнберге" Сергея Кемпо. Вместе они работали в таких картинах как "Легенда №17" и "Экипаж". Кемпо режиссер называет глубоким и сдержанным артистом, имеющим мощный внутренний стержень и огромную творческую палитру. Николай Лебедев считает, что Сергею удалось прекрасно справиться с ролью Игоря Волгин, такой сложной, неоднозначной. Именно на нем и держится вся картина.
Режиссер признался, что с Любовью Аксеновой он уже давно хотел поработать, и наконец такая возможность представилась. Аксенову он назвал талантливой, умной, тонкой и красивой актрисой. На экране она предстала в образе молодой женщины, которая одновременно и хрупка, и очень сильна. А вместе с Сергеем они создали на экране образ очень трепетной романтической пары.
Обманчивый термин
Журналист спросил Николая Лебедева, планирует он снимать сериалы для цифровых платформ или же все-таки хотел бы остановиться на авторском кино. На это режиссер ответил следующим образом. Он заявил, что относится к термину "авторское кино" довольно критично. Когда-то его придумали теоретики, относившиеся к французской "новой волне", сделав это в пику Голливуду.
Этот термин на самом деле является условным и обманчивым. Возникает вопрос: являются ли авторским кино фильмы Чаплина, Гайдая, Спилберга? Каждый из названых выдающихся режиссеров отличается ярким авторским почерком. При этом отнюдь не обязательно скучный и унылый фильм, где по стенам медленно течет вода, отмечен отпечатком авторства.
И если картина несет в себе личностную интонацию, боль, то совсем неважно какая она - коммерческая или фестивальная. И судить о кинофильмах нужно исходя именно из этого. Николай Лебедев сказал, что всегда рассказывал волнующие и тревожащие его истории. При этом ему не было важно, были они предназначены для большого экрана, для телевидения или цифровых платформ. Главное, чтобы они были настоящие и волновали зрителя.
Интересные факты из жизни Лебедева
Николай Игоревич Лебедев появился на свет в Молдавии в 1966 году в семье военного и с самого детства мечтал стать режиссером. Его отец был категорически против. Но сегодня Лебедев является президентом Гильдии кинорежиссеров РФ, дважды лауреатом Госпремии. Его фильмы признаны широкой публикой, среди них "Экипаж" и "Легенда №17". Согласно версии Forbes Николай Лебедев в 2017 году стал наиболее успешным среди российских режиссеров в коммерческом плане.
Первым фильмом Лебедева была сказка о Красной Шапочке, которую он снял в десять лет и посвятил Яне Поплавской. Для этого отец попросил кинокамеру у знакомого. Увидев, что сын серьезно увлекается киноискусством, родители преподнесли ему в подарок 8-миллимитровую камеру.
В школе сверстники воспринимали Николая как какого-то инопланетянина, считали его чужаком. Все изменилось к девятому классу. Он стал снимать фильмы с привлечением одноклассников в качестве актеров. И тогда окружающие стали смотреть на него совсем по-иному, сильно зауважали его.
В 90-е годы Лебедев писал сюжеты для "Улицы Сезам", был "литературным рабом". Как и другие выпускники ВГИКа, создавал отдельные части одной книжки. За день нужно было писать не меньше 10 страниц.
Свой брак с Ириной Лебедевой, с которой они вместе с 1990 года, режиссер называет счастливым. По образованию его жена экономист, раньше трудилась в кинопроизводстве. О ней супруг говорит как о лучшем друге и человеке, которому он обязан очень многим. Хотя сначала их отношения нельзя было назвать серьезными, они не ждали их продолжения. Может быть, именно поэтому они и стали такими крепкими.