Большой нос и кепка - мои документы.

Когда однажды Фрунзе Мушегович отправился отдыхать в Сочи, он не потратил ни копейки, потому что для него там "был готов и стол, и дом". Каждый был счастлив накормить его и устроить на ночлег без всякой оплаты.

А фраза водителя Рубика Хачикяна из "Мимино" звучала повсюду:

Я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся.

Ее люди произносили в качестве приветствия, завидев знаменитость.

Второе имя - Солнышко

Однако близким артиста было известно, что его жизнь была отнюдь не безоблачной, а за веселым характером, хохотом, шутками-прибаутками стоял весьма серьезный и глубокий человек, столкнувшийся с трагическими жизненными обстоятельствами.

Фрунзик появился на свет в 1930 году в армянской семье в городе Ленинакане. Сейчас он называется Гюмри. Его родители бежали от геноцида и устроились работать на текстильный комбинат. Отец - в качестве табельщика, а мать - посудомойки в столовой. У них родилась четверо детей, и жили они бедно.

Свое необычное имя Фрунзик получил в честь Михаила Фрунзе, который был прославленным героем Гражданской войны. Но у мальчика было и второе, домашнее имя - Мгер, что в переводе с армянского означает "солнышко". А еще в детстве у него было прозвище Нос. Уже с юных лет парень любил шутить и постоянно смешил окружающих.

Все началось с будки киномеханика

Рос он худеньким, слабым, но жизнь заставила его в 15 лет уйти из школы и устроиться на работу. Его отца за хищение отреза ткани осудили на 10 лет, и Фрунзик стал заботиться о семье вместо него. Ему удалось устроиться помощником киномеханика. Именно тогда юного Мкртчяна и пленил волшебный мир кинематографа. После этого он записался в драмкружок. Затем поступил в студию при Ленинаканском театре и стал актером этого учреждения.

Далее была учеба в Театрально-художественном институте в Ереване. И тогда же он начал сниматься в кино. Первым фильмом Мкртчяна была картина "В поисках адресата", вышедшая в 1955 году, где он снялся в эпизоде. В 1956 году артиста пригласили в Театра им. Сундукяна.

Его брат Альберт так вспоминает об успехе молодого Фрунзика:

Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей. Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Впоследствии Фрунзик Мушегович ставил спектакли как режиссер в этом и других театрах - как в Армении, так и за рубежом. На заре жизни он занялся созданием своего театра в Ереване, который сейчас носит имя Мгера Мкртчяна.

Личная жизнь

В первый раз Фрунзик женился еще будучи студентом. Его супругой стала Кнара, его однокурсница. Однако этот брак продлился совсем не долго.

Во второй раз исполнитель роли Джабраила в "Кавказской пленнице" женился на актрисе Театра им. Сундукяна Донаре Пилосян. Как раз в этом фильме она сыграла супругу его персонажа, тетю Нины.

В этом союзе родилось двое детей, дочь и сын. Сначала семейная жизнь складывалась счастливо.

Но затем у Донары обнаружилось тяжелое психическое заболевание, которое было наследственным. Последние годы жизни она провела в специализированном учреждении.

Третьей женой Мкртчяна была актриса Тамара Оганесян. Они встретились, когда ей было 28 лет, а ему - больше пятидесяти. Тамара была рядом с супругом до его последних дней. Когда он умер, ей было 39 лет, но замуж она больше так и не вышла.

Актриса объясняет это тем, что после ухода супруга она живет прекрасными воспоминаниями о нем:

Фрунзика мне хватит на всю жизнь. Делиться с кем-нибудь собой я больше не хотела. Мне интересно с моей прожитой жизнью. Через три года после смерти Мгера я была вынуждена уехать в Америку, где учился мой сын. В Нью-Джерси создала театральную труппу имени Фрунзика и ставила спектакли. Вернулась в Армению лишь в 2013-м. И почувствовала с новой силой его ауру, биополе. Фрунзик существует! Когда он мне снится, я весь день в хорошем настроении.

"Кино - твоя любовница, а вот театр - жена, твой дом"

Когда знакомишься с высказываниями Мкртчяна, который обычно ассоциируется с созданными им комедийными образами в кино, удивляешься, насколько серьезным и глубоким человеком он был. Он много размышлял о жизни, об искусстве, о любви. К своей работе артист относился с трепетом, можно даже сказать с благоговением, отмечая, что актерская игра, отнюдь не забава.

Вот его слова о профессии артиста, поэтичные и проникновенные:

Я понял, что имею дело со специальностью, для которой одной жизни мало, одной жизни не хватит довести до совершенства то, что возможно.

Работать - это значит жить ролью.

Бесконечно и постоянно познавать самого себя и жизнь, постоянно учиться, вот что нужно художнику.

Нужно уметь завораживать зрителя, нужно уметь оставаться интересным.

Настоящий актер, настоящий артист, на какой бы сцене ни творил, имеет в душе свой театр.

Роль должна пульсировать в венах артиста вместе с кровью, пульсировать и закипать, как молодое вино. Потом она должна успокоиться, проясниться и потом только ее можно будет сыграть.

Для Фрунзика Мкртчяна искусство было тесно связано с любовью, любовью к зрителю, к людям, к миру в целом. Он считал, что без этого актер не в состоянии творить, создавая действительно значимые образы.

Артист с большой убежденностью отмечал:

Искусство рождается с любовью.

Основа нашего искусства, волшебная мощная сила - любовь.

Если в артисте нет любви, он вряд ли сможет создать что-либо ценное и вечное.

Моя специальность подразумевает любовь к зрителю: человека нужно любить, чтобы суметь творить.

Нужно отметить, что, хотя огромную популярность и всенародную любовь Фрунзе Мушеговичу принесли именно роли в кино, сам он всегда отдавал предпочтение театру, очень любил его и часто говорил о нем.

Вот некоторые из его высказываний, касающихся этой важнейшей для него темы:

Одну роль в театре не променяю на тысячу ролей в кино. Театр - это молельня, обряд, каждодневный подвиг, святыня, крылья, полет.

Кино - твоя любовница, а вот театр - жена, твои дом. Что хочешь делай, все равно вернешься домой.

Хочу, чтобы в театре царила гармония, что рождает все хорошее и красивое.

Когда со сцены общаешься со зрителем, сливаешься с ним.

Чрезвычайно красивая штука - репетиция, особенно хорошая репетиция, которую, жаль, не видит зритель.

А еще Фрунзик Мкртчян мечтал о том, чтобы, улыбаясь, вести с людьми разговор о серьезных вещах. Нужно отметить, что это ему в полной мере удалось, причем делал он это просто виртуозно.