Сосредоточьтесь на именах существительных. Учимся правильно составлять конспекты: несколько интересных способов
Время, в которое мы живем, часто называют "информационной эрой". Работа многих людей заключается в переработке и создании информации.
К тому же, во многих компаниях сотрудники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации, посещать различные семинары и форумы. Как лучше запомнить новую информацию? Здесь на помощь может прийти написание конспектов. И конечно же, это занятие является неотъемлемой частью жизни студентов.
Поэтому оно знакомо большинству граждан нашей страны. Многие наверняка скажут, что ничего сложного в этом нет. Но, как показывает практика, далеко не все умеют писать простые и удобные конспекты.
Длина
Многие прилежные посетители лекций любят фиксировать каждое слово выступающего. Им кажется, что только так они смогут запомнить наибольшее количество информации. Однако чрезмерное усердие здесь не только бесполезно, но может и навредить. Конспект создается для того, чтобы его впоследствии можно было перечитать несколько раз.
И чем больше в нем слов, тем больше времени тратится на чтение. А значит, и число повторений пройденного материала сократится.
К тому же лучше запоминается информация, которая человеку понятна. Если слушатель стремится сделать краткий конспект, то он вникает в суть нового материала, решает, что следует записать, а что можно упустить. В таком случае связи, образующиеся в мозге, гораздо прочнее.
При чтении краткого конспекта лекций человек не просто пробегает глазами рукописный текст. Он восстанавливает в памяти речь лектора. Порою одного-двух слов хватает для того, чтобы вспомнить все предложение. При таком активном чтении содержание конспекта запоминается гораздо легче и прочнее.
Золотая середина
В некоторых случаях суть вопроса нельзя раскрыть в нескольких словах. Поэтому, даже при составлении краткого конспекта можно использовать сложные предложения. Но в большинстве случаев передать смысл можно в двух-трех словах.
Принцип "чем короче - тем лучше" - основной при составление конспектов. Здесь главное - не переусердствовать. Лучше всего - соблюдать золотую середину: и слишком много плохо, и слишком мало.
Не бойтесь трудностей
"Но, читать короткие заметки гораздо сложнее, чем записанный дословно текст", - подумают некоторые. Это действительно так, но бояться этих трудностей не стоит. Краткий конспект не получится прочитать бездумно. В таком случае он превратиться в бессмысленный набор слов.
Чтобы понять содержание такой записи, потребуется интеллектуальная работа. Но она оправданна, поскольку помогает запомнить материал.
К тому же, такой способ позволяет фиксировать речь человека, говорящего в быстром темпе. Часто лектор стремится выдать аудитории как можно больше информации за ограниченное количество времени.
И он не имеет возможности подолгу диктовать каждое предложение. Случается, также, что кроме ведения конспекта, от присутствующих требуется активное участие в обсуждении, голосование и так далее. В таких ситуациях умение записывать кратко будет как нельзя кстати.
Что требуется для отличного конспекта?
Смелость! Кому-то это может показаться странным, но это так. Ведь для того чтобы решиться "выбросить" достаточно большую часть из важной лекции, требуется мужество. Если же вы боитесь упустить что-то необходимое, то переходите на написание кратких конспектов не сразу.
Делайте это постепенно. Сначала попробуйте пропускать все вводные слова, потом избавьтесь от ненужных повторов и так далее.
Что можно пропустить?
Обычно, лекция читается на достаточно большую аудиторию. Поэтому выступающий ориентируется не на ваши знания, а на некий общий уровень. Что-то из того, что он говорит, может быть вам знакомо. Не стоит тратить силы на то, чтобы законспектировать очевидные для вас вещи. Вместо этого лучше еще раз перечитать предыдущий раздел лекции.
Можно сразу же отказаться и от вводных слов, ведь эти конструкции нужны только для красоты. На следующем этапе постарайтесь не использовать прилагательных.
Помните, что главную смысловую нагрузку несут только существительные. Их и следует оставлять. Если вы сомневаетесь в этом, то можете взять любой текст и по порядку прочитать из него все предлоги. А потом проделать то же самое с прилагательным, глаголами и существительными.
Догадаться о смысле текста можно только в последнем случае. Если вы по-прежнему сомневаетесь - вспомните как выглядят телеграммы: в них нет предлогов.
Способы конспектирования
Использование различных значков существенно облегчает написание конспекта. В начале тетради составьте список графических обозначений. Знаки не должны быть слишком сложными. Вы должны рисовать их быстрее, чем писать обозначаемое слово.
Иначе применять их просто нет смысла. Например, вместо слова "который" можно рисовать галочку. Условные знаки могут использоваться не только для сокращения конспекта. Иногда они ставятся на полях в качестве заметок.
Если лектор употребил неизвестное вам понятие, то можно напротив него нарисовать очки ("посмотри") или знак вопроса ("спроси"). Эти значки также помогут вдумчиво воспринимать материал при его повторении. К тому же если вы принадлежите к так называемым визуалам, то изображение на листе бумаги не будет лишним.
Части
Бывает, что лектор часто перескакивает с одной темы на другую, возвращается к обсуждению некоторых вопросов. В таком случае полезно разделить лист на несколько частей и писать в каждой из них отдельную тему. Если вы заранее знаете план лекции, то можете предварительно озаглавить каждый раздел.
Другой вариант - ставьте после каждого предложения, относящегося к другой части лекции, цифру, обозначающую соответствующий раздел. Можно также использовать ручки с разной пастой. Каждая тема будет написана определенным цветом.
Есть еще один способ сделать последующее изучение материала более легким и удобным. Возле каждого раздела конспекта можно оставлять место для его краткого пересказа. Во время первого прочтения записей дома следует заполнить эти пустые поля.
Таблицы
Для людей с математическим складом мышления может быть полезно записывать конспект в виде таблиц и рисунков, передающих смысл текста.
Стрелочки, показывающие логическую связь между разделами, заменят множество слов и даже предложений.
К тому же для составления таблиц существуют различные мобильные приложения.
Написание конспектов воспринимается человеком как нечто естественное. Ведь оно напоминает процесс сохранения новой информации в головном мозге. А значит, такое занятие существенно облегчает работу и получение образования.