Игры-пятиминутки, развивающие речь и помогающие занятым родителям

Развивающие игры для детей – важный элемент в образовании. Они помогают с пользой провести время и сформировать необходимые навыки. А что может быть важнее, чем развивать речевые способности малышей?

Есть множество игр-"развивашек" на основе букв алфавита либо построении рядов синонимов. Рассмотрим некоторые из них. Особенно такие лайфхаки пригодятся занятым родителям, которым требуется немедленно отвлечь свое чадо в возрасте от 3 до 10 лет и при этом провести время с пользой.

Зачем играть в речевые игры?

Одной из первостепенных задач для детей младшего возраста является освоение и закрепление речевых навыков. Центральное место в этом процессе занимает запоминание букв алфавита в игровой форме. При этом игры работают как с родным алфавитом, так и другими языками, если у вашего ребенка есть начальный опыт в их освоении.

Задачами игры могут стать:

  • повторение материала и закрепление знаний,
  • расширение активного словарного запаса,
  • повышение концентрации и внимания,
  • освоение навыков чтения,
  • тренировка наблюдательности,
  • знакомство с окружающим миром.

Кроме того, такие игры - отличный повод пообщаться родителям со своими детьми в игровой форме и с максимальной пользой.

Буквы, которые меня окружают

Прелесть игр, которые основаны на использовании речевых конструкций, в том, что для них не требуется сложной предварительной подготовки.

В качестве вспомогательного оборудования в этой игре можно использовать настенную азбуку. Однако, если плаката или отдельных карточек с буквами под рукой нет, можно просто поиграть на слух.

Ход игры следующий. Задание для ребенка: нужно оглядеться в комнате и постараться назвать все предметы, который малыш видит вокруг. Однако сделать это нужно с оговоркой, что все предметы должны быть указаны в алфавитном порядке. Для того, чтобы вспомнить порядок букв, можно воспользоваться плакатом с азбукой, распечатанным на листе вариантом, а также переспросить следующую букву у ведущего.

Примерами ответов могут быть: А – азбука, альбом для рисования, Б – баночка для воды, бутылка, В – вешалка для одежды, волос, Г – гардина, горячий чай, Д – диван, домик для куклы и т. д.

Игра станет захватывающим испытанием как для одного ребенка, так и для компании малышей. Переход хода можно организовать от слова к слову или после ошибки в алфавитном порядке. Никто не мешает установить поощрение за правильные ответы в баллах. В конце игры самому смышленому участнику можно вручить приз.

В чем разница?

Другой возможный вариант игры в слова не только на логику и внимание, но еще и на подвижность ребенка. Такая активность хорошо проходит в группах от двух до десяти человек. Из инвентаря понадобятся разные предметы, которые будут расставляться ряд. Естественно, количество предметов и их сложность варьируются в зависимости от возраста малышей.

Правила заключаются в следующем. Выбранные предметы расставляются в ряд, после чего ребят просят запомнить их расположение и состав. Можно отвести определенное время на этот этап, например 30 секунд.

После этого ребятишек просим отвернуться и закрыть глаза. В это время ведущий меняет предметы местами. После этого задаем вопрос: что изменилось? С заданием легко справляются внимательные детишки.

Когда правила игры будут понятны, можно будет делать ведущим ребенка, который быстрее остальных догадался, что именно изменилось в предыдущем задании.

«Что изменилось?» для любителей порисовать

Другой вариант этой игры более спокойный. Например, можно на листе бумаги нарисовать несколько простых геометрических фигур. Также предлагаем детям запомнить их расположение. После этого дорисовываем картинку или еще несколько объектов прямо на этом листе. Теперь просим нашу аудиторию указать, какие изменения произошли.

После этого можно попросить каждого участника дополнить рисунок своим объектом. При этом остальные участники должны догадаться, что изменилось на этот раз.

Чем больше деталей на рисунке, тем сложнее игра и веселее наблюдать за реакцией команды.

Чтобы юные художники не рисовали новые объекты слишком долго, можно ввести ограничение по времени. Например, объект должен быть нарисован в течение 15 секунд. Пока один ребенок рисует, остальные участники могут считать хором.

Предложения на одну букву

Хорошей разминкой для ума и развития речи является игра «Предложение на букву». Чем сложнее буква, тем интереснее получаемый результат.

Например, даже взрослым сложно справиться с заданием для таких букв, как Ю, Щ, Х, Ч, Ц.

Правила просты. Все слова в предложении должны начинаться с одной и той же буквы. Попробуйте сами.

  • Юркий юннат Юра юлил.
  • Щегол щипал щиколотку щурящегося щенка.
  • Хороший харизматичный хозяин хаты хмурился, хрустя хлебом.
  • Чаще Чебурашка чистил черную чернильницу, читая чудесные частушки.
  • Царица цапля ценила цветы.

Победителем в игре может быть тот, кто предложит самое длинное предложение.

Что сильнее?

Для проведения этой активности потребуются карточки с буквами. Каждому участнику раздается одинаковое количество карточек, после чего начинается игра.

Первый игрок выбирает любую выпавшую букву и придумывает слово, которое на нее начинается. Например, С – слон.

Следующий игрок должен из своих карточек выбрать такую букву, чтобы составить название предмета или животного, которые будут сильнее. При этом нужно аргументировать свою точку зрения.

Например, К – кит. Он сильнее слона, потому что весит больше.

Если аргумент участника принимается, то он забирает себе обе буквы и получает один балл. Игра продолжается таким же образом. Побеждает тот, кто соберет большее количество баллов по итогам игры.

Сложные буквы, такие как Й, Ъ, Ь или Ы, можно убрать из колоды или оставить. Тогда они будут автоматически значить переход хода.

Нарисуй портрет буквы

Хорошим форматом для запоминания букв будет для малышей просьба нарисовать портрет той или иной буквы. Если у вас достаточно времени и есть минимальный набор пишущих инструментов, можно организовать эту игру.

Лучше всего, если портреты всех 33 букв будут в одном месте, поэтому подберите соответствующий альбом или блокнот.

Чтобы облегчить задачу, можно использовать заготовки с заранее распечатанными контурами букв.

Чтобы разнообразить процесс рисования, можно задавать ребенку сопутствующие вопросы:

  • Как ты думаешь, на кого похожа эта буква?
  • Почему?
  • Как мы можем ее украсить?
  • Какие слова начинаются с этой буквы алфавита?
  • Почему ты выбрал именно этот цвет?
  • Какое твое любимое слово на эту букву?

Такое задание работает с образным мышлением малыша и поможет выстроить ассоциативный ряд, чтобы быстрее запомнить материал. Дополнительно с помощью подобных методик мы развиваем речь.

Комментарии