Одни дети травят других, а как реагировать на это учителю? Почему жалобы родителям не всегда выход
Буллинг в школах – проблема, актуальная во всем мире. Дети становятся жертвами насмешек, издевательств и даже физического насилия со стороны своих сверстников. Учителя как первые лица, с которыми дети проводят большую часть дня, часто оказываются в центре этой непростой ситуации. Как распознать признаки буллинга? Какие действия предпринять, чтобы защитить жертв и пресечь агрессивное поведение? Эти вопросы требуют взвешенного и комплексного подхода.
Что вообще такое буллинг и почему он возникает
Буллинг – это агрессивное, повторяющееся поведение одного или группы людей по отношению к другому человеку. Его цель – причинить вред, запугать или унизить жертву. Буллинг может проявляться в разных формах:
- Физический: нанесение ударов, толчки, отбирание вещей, порча имущества.
- Вербальный: оскорбления, угрозы, насмешки, распространение слухов.
- Социальный: изоляция, игнорирование, распространение ложной информации, создание негативного имиджа.
- Кибербуллинг: травля в Интернете, распространение оскорбительных сообщений, фото или видео, создание фейковых аккаунтов.
Причины возникновения буллинга могут быть разными. Как ни странно, чаще всего это неуверенность в себе. Агрессоры могут пытаться повысить свою самооценку за счет унижения других. Некоторые дети стремятся занять лидирующие позиции в группе и установить свои правила.
Дети, которые сталкиваются с насилием в семье, могут копировать такое поведение. Некоторые из них просто не умеют строить дружеские отношения и выражать свои эмоции конструктивно. В любом случае буллинг в классе – явление недопустимое и опасное. И первым человеком, который это замечает, является учитель. Вот что он должен делать, чтобы не пропустить признаки насилия среди детей.
Внимательно наблюдать
Учитель – это не только источник знаний, но и наблюдатель за социальными взаимодействиями в классе. Даже если он проводит лишь часть уроков в неделю, его внимательность может стать ключевым фактором в выявлении и предотвращении случаев буллинга. Часто учителя интуитивно чувствуют, что что-то не так в отношениях между учениками.
Постоянные насмешки, изоляция одного из детей, странные видеоролики, которые ученики смотрят на уроках, – все это должно насторожить педагога. Важно понимать, что учитель не должен становиться детективом, подозревая каждого ученика. Достаточно просто быть наблюдательным и фиксировать повторяющиеся ситуации.
Четко знать социальные роли всех учеников
Понимание динамики в классе, определение ролей каждого ученика – это важный шаг в создании безопасной и дружественной атмосферы. Если учитель заранее понимает, кто является лидером, а кто находится на периферии, он может вовремя вмешаться и предотвратить возникновение конфликтов.
Знание о том, кто из учеников более склонен к одиночеству или испытывает трудности в общении, позволяет учителю оказать необходимую поддержку. Понимая особенности каждого ученика, учитель может создать условия, в которых каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
В каждом классе есть лидеры, аутсайдеры, интроверты и экстраверты. Лидеры обычно это активные, уверенные в себе. Это дети, которые легко заводят друзей и оказывают влияние на других. Важно направлять энергию лидеров в конструктивное русло. Аутсайдеры чувствуют себя одинокими и отверженными, часто становятся мишенями для насмешек.
Интроверты – тихие, замкнутые дети, которые предпочитают одиночество или небольшие компании. Они более чувствительны к критике и травле. Экстраверты – общительные, энергичные дети, которые легко заводят друзей. Иногда они могут быть слишком напористыми и неосторожными в своих высказываниях.
Почему интроверты чаще становятся жертвами буллинга
Интроверты, как правило, менее уверенны в себе и более склонны к переживаниям. Они могут не уметь дать отпор обидчикам и защитить свои границы. Кроме того, их тихий и спокойный характер может восприниматься как слабость. Что может сделать учитель? Главное – внимательно наблюдать за взаимодействием учеников между собой.
Важно разговаривать с детьми индивидуально и в группах, создавать ситуации, в которых они могут поделиться своими чувствами и мыслями. Нужно создавать безопасную атмосферу, поощрять уважение друг к другу и индивидуальность. Педагог должен помогать детям развивать навыки общения, разрешения конфликтов и эмпатии.
Что делать учителю, если буллинг перешел в активную фазу
Вмешательство учителя при активной фазе буллинга – это обязательное условие для создания безопасной атмосферы в классе. Однако делать это необходимо грамотно и осторожно, чтобы не усугубить ситуацию. Если вы стали свидетелем акта буллинга, немедленно прервите его.
Спокойным, но твердым голосом скажите, что такое поведение неприемлемо. Отведите жертву в безопасное место, успокойте ее, дайте понять, что вы на ее стороне. Разделите участников конфликта, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию.
Важность индивидуальной беседы
Проведите отдельные беседы с каждым из участников конфликта. В первую очередь с жертвой. Выслушайте ее, дайте ей возможность выговориться, выразите сочувствие и поддержку. Объясните, что она не виновата в случившемся и что вы готовы ей помочь.
Поговорите с агрессором о его поведении, объясните, почему это неправильно и какие последствия оно может иметь. Постарайтесь понять мотивы его действий. Пообщайтесь со свидетелями, чтобы получить более полную картину происходящего. Затем обязательно обратитесь к школьному психологу.
Почему жалобы родителям агрессора не выход
Жалобы учителя родителям агрессивного ребенка не всегда приводят к желаемому результату. Существует несколько причин для этого. Во-первых, отсутствие ответственности. Многие родители считают, что до достижения ребенком 14 лет никакая серьезная ответственность на них не может быть возложена. Это порождает чувство безнаказанности и позволяет взрослым занимать пассивную позицию.
Часто родители склонны отрицать наличие проблемы или перекладывать ответственность на других. Они утверждают, что их ребенок просто шутит или что в инциденте виноваты другие дети. Они в агрессивной форме защищают своих детей, даже если те виноваты. Иногда родители обвиняют учителя в предвзятости, в неправильном воспитании их ребенка или в провокации конфликта.
Большинство законных представители детей-агрессоров просто не хотят сотрудничать с учителем или школой. Они игнорируют звонки, сообщения и не приходят на встречи. Зачастую они сами не знают, как правильно воспитывать ребенка и справляться с его поведением. Родители из семей с низким социальным статусом могут быть менее образованы, и это затрудняет сотрудничество с ними.
Что делать учителю в такой ситуации
Разумеется, ни в коем случае нельзя брать на себя усмирение агрессора методом рукоприкладства. Важно документировать все случаи, фиксировать все инциденты с указанием дат, времени, участников и свидетелей. Привлекать других специалистов, обращаться за помощью к школьному психологу, социальному педагогу, директору.
Также учителю нужно искать поддержку у коллег, обсуждать свои чувства и переживания с теми, кто может понять и поддержать. Необходимо помнить о своем эмоциональном состоянии и не позволять негативным ситуациям вызывать выгорание.
Важно понимать, что ситуация с агрессивным ребенком и его родителями может быть очень сложной и требовать длительной работы. Однако не стоит опускать руки. Систематическая работа и сотрудничество с другими специалистами могут привести к положительным результатам и положить конец буллингу в классе.