Списывать и правда плохо? Почему пользоваться шпаргалками не так позорно, как учителя доказывают детям

Учебный год уже начался, а это значит, что пора браться за книжки и тетради, чтобы грызть гранит науки. Но учиться любят если не все, то многие. И самые дружелюбные учащиеся прибегают к такому способу, как списывание. В школе учат, что списывать - это плохо. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться вместе.

Кто больше всех списывает

Школьные психологи и учителя отмечают, что списывание - это прерогатива учащихся средней и старшей школы. В младшей школе ученикам даже в голову не приходит, что можно списывать, и они в большинства нацелены на то, чтобы получить хорошую или отличную оценку своими собственными силами. Эта мотивация длится до 5-6-х классов, когда активную учебную деятельность в школе начинает заменять желание общаться с одноклассниками, а не заниматься скучными, на первый взгляд, уроками. Кроме этого в 7-9-х классах у многих учащихся снижается успеваемости, и виной тут не только желание общаться со сверстниками, но и всплеск гормонов. Но дети в этот период все еще думают об учебе, не хотят расстраивать родителей и, следовательно, то, что могут, учат, а то, что не понимают, могут списать.

Друг в беде не бросит: плюсы списывания

Хотя списывание остается неприемлемым с точки зрения морали, у этого процесса есть несколько положительных сторон, которые могут пригодиться в жизни:

  • Списывание способствует укреплению дружеских связей. Обмениваясь помощью в учебе, школьник создает условия взаимопомощи: сегодня ты помог другому, а завтра он может поддержать тебя в сложной ситуации.
  • В момент, когда возникает необходимость списать, ребенок вынужден быстро анализировать большой объем информации: кто выполнил задание, кто готов поделиться, кто справился правильно. Это развивает навыки оперативного мышления и умение выходить из трудных ситуаций, что полезно в реальной жизни.
  • Когда человек списывает, он учится быстро находить нужную информацию и распознавать источники, на которые можно положиться. Это может пригодиться в работе с большими объемами данных.
  • Оказавшись в ситуации, когда нужно найти выход в ограниченное время, человек учится сохранять спокойствие и действовать эффективно под давлением.
  • Списывание иногда требует взаимодействия с другими людьми, что может развить умение работать в команде и распределять задачи для достижения общего результата.
  • Списывание нередко связано с необходимостью продумывать план действий: когда, у кого и как лучше получить нужную информацию, чтобы минимизировать риски. Это развивает стратегическое мышление.

Однако, несмотря на возможные плюсы, следует помнить, что такие навыки можно развивать и без нарушения правил, более этичными способами.

Медвежья услуга: к чему может привести регулярное списывание

Приемлемо, если школьник списывает просто потому, что сам способен выполнить задание, но у него не хватает времени. Но если делать это постоянно, то проблемы в учебе гарантированы. И вот некоторые из них:

  • Разрушение учебного процесса. Списывание мешает усвоению материала и развитию критического мышления, что затрудняет истинное понимание и применение знаний.
  • Этические и моральные проблемы. Списывание нарушает принципы честности и справедливости, что может негативно повлиять на личную репутацию и доверие со стороны преподавателей и одноклассников.
  • Риск дисциплинарных последствий. Списывание может привести к серьезным санкциям, таким как низкие оценки, отчисления или другие меры наказания со стороны образовательного учреждения.
  • Отсутствие навыков самодисциплины. Зависимость от списывания может снизить мотивацию к самостоятельному обучению и развить неэффективные привычки в учебе.
  • Ограничение развития критического мышления. При списывании человек не сталкивается с проблемами, требующими глубокого анализа и решения, что тормозит развитие аналитических и критических навыков.
  • Потеря возможности учиться на ошибках. Самостоятельное выполнение заданий и исправление ошибок помогают лучше усваивать материал и развивать навыки, которые теряются при списывании.
  • Негативное влияние на карьеру и личную жизнь в будущем. Недостаток реальных знаний и умений может негативно сказаться на профессиональной деятельности и личной жизни, особенно когда требуется практическое применение знаний.

Через тернии к звездам: как учителю предотвратить списывание

Как показывает практика, списывание имеет больше минусов, чем плюсов, и задача учителя состоит в том, что свести подобные случаи к минимуму. Что он может сделать?

Во-первых, при организации контрольных заданий, тестов и экзаменов нужно вводить такие формы заданий, которые трудно списать. Это могут быть уникальные задания, которые требуют не только знания теории, но и применения ее на практике или же выражения мнения ученика.

Во-вторых, при организации классного пространства можно рассадить учеников по одному.

В-третьих, хорошо помогают при предотвращении списывания различные программные обеспечения для проверки знаний и видеонаблюдение.

И наконец, если есть такая возможность, то можно ввести проектную работу, когда ученики работают в командах. Такой формат работы требует от каждого участника выполнения своего фронта работы в самостоятельной форме.

Как вежливо отказать, если просят списать

Школьники, которые самостоятельно выполняют задания учителя, часто сталкиваются с тем, что одноклассники просят у них списать. Что делать в таком случае?

Тут важно разобраться, хотите ли вы давать списать или нет. Если нет, то можно вежливо отказать. Можно сослаться на то, что много времени было потрачено на работу, в ней есть личное мнение и вообще учитель, если обнаружит две и более одинаковых работ, может снизить оценку, а вам этого очень не хочется. В первый раз отказывать будет психологически тяжело, но после второго или третьего настойчивого отказа одноклассники поймут, что вот этот человек по тем или иным причинам списывать не дает. Но у этой медали есть обратная сторона: если вам нужна будет помощь, то в этот раз могут отказать вам.

Помощь ближнему - хороший поступок

Еще один вариант - разобраться, почему одноклассник просит списать. Возможно, он не понимает тему, и тут есть простое решение. Это объяснение. Вы можете объяснить сами или скинуть ссылку на видео или статью, где подробно разбирается данная тема. В конце концов, можно попросить помощи у учителя и взять у него консультацию.

Как бороться со списыванием у собственного ребенка

Если ваш ребенок самостоятельно делает уроки, ответы у него правильные, а на контрольных почему-то низкие оценки, то причина, скорее всего, кроется в том, что он списывает. К сожалению, ни к чему хорошему это не приведет. Списывание - вредная привычка, и бороться с ней нужно только при помощи жесткого контроля.

Во-первых, при выполнении домашних заданий исключите любую возможность, которая поможет ребенку быстренько списать. Это значит, что нужно убрать из рабочей зоны гаджеты и пособия с готовыми домашними заданиями.

Во-вторых, после выполнения работы попросите ребенка объяснить ее вам. Если он говорит уверенно, правильно отвечает на вопросы и без труда может объяснить ход решения, значит, ребенок работал самостоятельно. Если же он мнется, долго думает над ответом, то тему не понимает и ему нужна помощь.

Вместо заключения

В таких случаях несколько занятий помогают устранить пробел. А если ребенок сам может делать задания, то необходимость списывать отпадает сама собой.

Комментарии