Когда в России вернут оценки за поведение и стоит ли это делать
Высказывание президента РФ о необходимости возвращения оценок за поведение вызвало широкий общественный резонанс. Глава государства отметил, что не знал о том, что в российских школах уже давно не выставляются оценки за поведение. Его позиция свидетельствует о том, что вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения остается актуальным для нашего общества. Однако возвращение к старой системе оценок – это сложный вопрос, требующий взвешенного подхода.
Как было в СССР?
В 1943 году советские школы ужесточили требования к поведению учеников. Появилась пятибалльная система оценок, где не просто учитывались знания, но и поведение. Причем если четверка за поведение считалась недостаточной, то тройка грозила исключением из учебного заведения. Аттестат выдавался только при безупречном поведении, что подчеркивало важность нравственного воспитания.
В 1970 году требования к поведению школьников были несколько смягчены. Вместо пятибалльной системы оценок ввели трехбалльную, где "неудовлетворительно" означало не автоматическое исключение, а лишь невозможность получить аттестат. Однако и эта система просуществовала недолго и была отменена в годы перестройки. Сегодня поведение учеников никак не оценивается, и большинство учителей с этим не согласны.
Почему оценки за поведение – это хорошо?
Проблема школьного буллинга достигла масштабов национального кризиса. Почти две трети детей и подавляющее большинство учителей сталкиваются с проявлениями травли. Это не просто неприятные инциденты, а серьезная угроза психическому здоровью и даже жизни. Трагедии, связанные с буллингом, становятся все более частыми. Именно поэтому вопрос о возвращении оценок за поведение звучит сегодня особенно актуально.
Учителя, столкнувшиеся с проблемой буллинга, зачастую чувствуют себя бессильными. Школьные драки, травля, агрессия со стороны учеников стали обыденностью. Родители, как правило, защищают своих детей, не желая признавать их вину. Отсутствие серьезных последствий для нарушителей дисциплины только усугубляет ситуацию. Отсутствие оценок за поведение лишает педагогов эффективного инструмента воздействия на учеников, а открытый разговор с родителями часто приводит к конфликтам.
Введение оценок за поведение – это лишь один из элементов комплексного подхода к проблеме школьной травли. Конечно, одной лишь оценки недостаточно для искоренения буллинга. Необходимы также законодательные изменения и системная работа с учащимися, родителями и педагогами. Однако оценка за поведение может стать важным инструментом в руках учителя, позволяющим ему влиять на поведение учеников и создавать в классе более благоприятную атмосферу.
Почему некоторые специалисты против?
Некоторые педагоги и детские психологи высказывают опасения по поводу введения оценок за поведение. Они отмечают, что у каждого ребенка есть свои особенности, связанные со здоровьем, темпераментом или жизненными обстоятельствами. Например, дети с синдромом дефицита внимания с трудом могут контролировать свое поведение. В таких случаях низкая оценка за поведение не решает проблему, а лишь усугубляет ее, так как не учитывает индивидуальные особенности ребенка.
Иногда дети нарушают правила просто потому, что не понимают их значения. Вместо того чтобы сразу ставить низкие оценки, необходимо терпеливо объяснять, какие последствия могут повлечь за собой их поступки. Например, разлив сока в классе – это не просто озорство, а потенциальная опасность для других. Для младших школьников такие вещи могут быть неочевидны, поэтому важно объяснять им причинно-следственные связи.
Есть риск, что дети начнут хулиганить назло
Подростки часто демонстрируют циничное отношение к наказаниям. Они могут осознанно нарушать правила, бросая вызов авторитетам. Угроза низкой оценки за поведение вряд ли остановит такого подростка. Он может рассуждать так: "Ну и поставьте двойку, что мне с того? К экзаменам меня все равно допустят". Если подросток не видит прямой связи между своим поведением и последствиями, то наказания становятся бессмысленными.
Введение оценок за поведение сталкивается с проблемой отсутствия четких и объективных критериев. Например, как оценить проступок, такой как драка на перемене? Это двойка или тройка? А что делать с опозданиями? Кроме того, существует риск субъективной оценки со стороны учителя. Если педагог испытывает личную неприязнь к ученику, он может занижать его оценку за поведение, что приведет к несправедливости.
Относительно того, когда введут оценки за поведение, если введут вообще, пока нет никакой конкретики. Пока есть только сообщение от пресс-службы Минпросвещения: инициатива может быть внесена в разрабатываемую Стратегию развития образования до 2036 года.