Библиотекарь университета в Лос-Анджелесе собрал коллекцию историй времен пандемии гриппа 1918 года: есть как печальные письма, так и смешные, и даже фамильярные
21 ноября 1918 года школьная учительница из Индианаполиса по имени Хилдрет Хайни написала своему бывшему жениху сержанту Клеберу Хэдли о внезапном появлении масок для лица в ответ на глобальную пандемию гриппа. "Да, я ношу их, как и все остальные, - весело написала она. - У нас есть масочки на любой вкус: большие и маленькие, толстые и тонкие, с узорчиками даже есть". В Индиане только что вступил в силу приказ носить маски на людях, и Хайни, похоже, восприняла его спокойно.
"О, это великий старый мир! - продолжала она, подшучивая над забавно выглядящими людьми в масках. И уж конечно, у человека должно быть чувство юмора".
Личные истории столетней давности
Колоритные письма Хайни являются частью странной, но удивительной по своей тематике коллекции "личных рассказов, рукописей и эфемер" о гриппе 1918-1919 годов в биомедицинской библиотеке Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Есть письма от мэров Калифорнии о смертности от гриппа; открытки на День Благодарения, написанные детьми; и лаконичные дневники, такие как эта трагическая запись от Миссис Слейтер: "Шел дождь. Провела весь день дома. Вери Кларк умерла от гриппа. Похороны жены Э. Ф. Кинга. Жужжал лес за домом".
Коллекционер Джонсон
Рассел Джонсон, куратор истории и специальных научных коллекций в библиотеке UCLA, говорит, что он создал эту интимную коллекцию "с нуля". Изначально Джонсон собирался изучать поведенческую неврологию, но судьба распорядилась иначе и вместо этого мужчина оказался в библиотечной школе, где увлекся историей неврологии и медицины. "Я влюбился в каталогизацию", - говорит он.
Сегодня в мини музее "времен испанки" десятки коробок с уникальными письмами, дневниками и фотографиями 1918 и 1919 годов. В этих вековых артефактах гражданские и военные рассказывают страшные, фамильярные, а порой даже и юмористические истории из жизни во время пандемии. Многие из них имеют особый резонанс во времена COVID-19. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в мире, рассказы Джонсона о том, как он собрал свою коллекцию, какие уникальные уроки можно извлечь из этих личных историй и что стало с солдатом по имени Элтон Миллер, выглядят весьма актуально.
Зачем собирать коллекцию воедино
"Биомедицинская библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе хранит у себя историю медицины и науки, - говорит Рассел. - Сведения об инфекционных заболеваниях, таких как оспа и холера, всегда были частью того, что хранится у нас на полках и серверах. Еще 10 или 12 лет назад, с приближением годовщины пандемии гриппа 1918-1919 годов, мне попадалось не так много личных писем и дневников. Поэтому я просто начал покупать их "по крупицам", по одному, многие удалось найти через eBay. Сегодня же даже в интернет-магазинах их трудно найти, потому что не один я ищу. Истории времен "испанки" стали необычайно популярны. Связано ли это как-то с нынешней ситуаций в мире? Определенно".
Кто продает личные письма и дневники 1918 года
"Иногда люди находят то, что мне нужно, в семейных архивах, за сотню лет засыпанные письмами. Или же обнаруживают письма на так называемых гаражных распродажах. Я никогда не хожу на распродажи сам, потому что у меня не так много денег, а они играют важную роль на подобного рода аукционах. Но я надеюсь на других людей, которые среди прочего купленного хлама, вдруг откопают письмо 1918 года. Например, как только люди начали узнавать, что мы создаем такую коллекцию, книготорговец из Беркли продал нам альбом полной переписки Элтона Миллера. Книготорговцы любят подбирать для нас материал. Они любят собирать коллекции совместно с государственными учреждениями и частными коллекционерами"- говорит Рассел.
Переписка Элтона Миллера
Все началось с этого молодого человека, который работал шофером. Его призвали в армию и отправили в Форт-Дикс в Нью-Джерси. Он пишет домой своей сестре Аде, а также матери и отцу. До нашего времени писем дошло немного, сохранились только те, которые были дороги Аде. Элтон переводится в лагерь "Закари Тейлор", в Луисвилле, штат Кентукки, и пишет своему отцу 5 октября:
"Только не пугайтесь: я уже четыре дня болею гриппом, но не сообщал об этом властям. Наши больницы здесь переполнены, и я думаю, что через неделю весь лагерь будет на карантине. Лечение, которое мы получаем, абсолютно бесполезное. Здесь так людно, что не хватает на всех еды, и очень грязно. Большинство медсестер и санитаров тоже заразились..."
В тот же день Элтон пишет письма своей сестре, которые показывают более серьезную картину, чем ту, что он обрисовал своим родителям:
"Здесь почти 10 000 случаев заболевания, и сегодня умерло еще 2 человека. Сколько всего, остается только гадать".
6 октября датировано еще одно письмо: "Ада, машины скорой помощи не справляются и работают круглосуточно. Они еще не закрыли лагерь, но я думаю, что скоро это произойдет. Я очень рад, что не сообщил об этом и поехал в больницу. Власти говорят, что вам повезет, если вы выживите".
Дальше следует письмо от друга, адресованное родителям: "Вы должны приехать, ваш сын лежит в больнице с гриппом".
Затем пришла телеграмма от 11 октября из армии, в которой говорится: "Ваш сын Элтон Миллер умер сегодня в час дня в госпитале базы. Телеграфируйте нам, если хотите, чтобы останки были отправлены за государственный счет и укажите адрес". Это душераздирающая история. Есть пара писем с соболезнованиями, а затем медаль в конце, которая была вручена на следующий год матери Элтона.
Удивительно, но за век сохранилось немало писем
"Дело было во время Первой Мировой Войны, и солдаты могли отправлять письма бесплатно, под ярлыком "солдатская почта, - рассказывает библиотекарь. - На некоторых бланках стоят эмблемы специальных учреждений и организаций, которые предоставляли бесплатные канцелярские принадлежности армии. Солдатам было рекомендовано писать. Ожидалось, что они сделают свою работу, а потом вечером сядут и напишут два-три письма, даже находясь за границей. Количество почты, которая шла туда-обратно между солдатами и их семьями, просто невозможно посчитать. Это похоже на смс-общение сегодня".
Истории, о которых не пишут в новостях
Вы узнаете много подробностей о том, как люди общались друг с другом. Это очень личные переживания и истории, о которых не говорят в новостях или официальных сообщениях. Люди говорят о том, как им тяжело, что закрыли театры и магазины, о людях в масках и о том, как смешно, как странно они выглядят. Со временем это становится обычным делом, потому что все это делают.
Сегодня мы так сосредоточены на коронавирусе, но все же люди еще рожают детей. Люди все еще умирают от сердечных приступов и рака. Иногда вы можете забыть, что это всего лишь часть нашей жизни, или их жизни в 1918 году.
Урок потомкам
Во многих письмах, таких как дневник Миссис Слейтер или письма Хилдрет своему жениху Клеберу, говорилось о том, что "испанка" стала частью их жизни. Да, случилась трагедия, но они ее преодолели, и это стало лишь еще одним этапом в жизни. Некоторые письма написаны с юмором, что очень удивительно, учитывая масштаб трагедии! Например, Хилдрет была школьной учительницей. Сначала, когда школы были закрыты, она называла это отпуском: "Четыре недели отпуска из-за эпидемии почти излечили меня от всякого желания преподавать в школе", - писала она.
Еще есть время пошутить со своим женихом... Несмотря на то, что вокруг них происходили все эти ужасные вещи, жизнь продолжалась...
Истории людей, которые так же, как и мы с вами, испытали на себе все ужасы эпидемии вируса, - лишнее доказательство тому, как важно поддерживать связь с близкими даже в тяжелые времена.