Геймерам не нужны новинки: статистика Steam показывает рост интереса к старым играм
Недавно компания Valve опубликовала ежегодную статистику сервиса Steam. Из нее мы узнали, что геймеров не слишком-то привлекают новинки игровой индустрии, зато мы уже не первый год фиксируем рост популярности старых тайтлов (до 2016 года) - на их долю приходится более 37% игрового времени. А вот игры, которые вышли в 2024 году, имеют показатель всего в 15%, хотя среди них было много громких новинок. Почему же геймеры предпочитают «устаревшие» игры современным «прогрессивным» проектам?
Старые игры вызывают ностальгию
Так уж вышло, что игровая индустрия начала свое активное развитие в начале 2000-х годов, когда выходили такие легендарные игры, как Grand Theft Auto: San Andreas, Dragon Age: Origins, Need for Speed: Most Wanted и так далее. Для многих геймеров перечисленные тайтлы подарили первый опыт пребывания в виртуальных мирах.
Из-за ностальгии мы помним старые игры гораздо более интересными, чем они являются в настоящий момент. Сравните ту же GTA V с GTA SA: объективно пятая часть лучше по всем параметрам. Но здравый смысл все равно не в силах разрушить теплые чувства, когда мы вспоминаем Карла Джонсона и Grove Street.
Но не подумайте лишнего: ностальгия - далеко не единственная причина, по которой геймеры предпочитают новым играм старенькие тайтлы. Просто это самая очевидная из них. Нарочно не упомянуть о чувстве ностальгии - значит быть необъективным и позволить эмоциям заглушить здравый смысл.
Современные игры лишены инноваций
А вот об этом задумывается не каждый геймер, но все мы в глубине души понимаем, что так оно и есть. С тех пор как игровая индустрия перешла из рук энтузиастов в лапы жадных до прибыли корпораций, мы стали свидетелями конвейерного производства видеоигр. Взгляните на серию Assassin’s Creed или Call Of Duty - вот уже более 20 лет новые игры дают нам одно и то же.
Последний раз игровая индустрия получила инновацию, когда был выпущен 3D-ускоритель для видеокарт. Переход из двухмерной на трехмерную плоскость привлек к играм всеобщее внимание. Но это было в далеких нулевых, а что предлагает нам современная игровая индустрия? Провалившуюся технологию виртуальной реальности (VR), а также неоптимизированную трассировку лучей (RTX).
Жанр стратегий в реальном времени идеально демонстрирует нам тот факт, что за прошедшие 20 лет игры так и не эволюционировали. Чем отличается Age of Empires III (2006) от Age of Empires IV (2021)? Кроме графики, ничем. И так происходит не только с RTS. Взгляните на современные RPG, и вы увидите ту же «Готику» или «Морровинд», но в новой обертке, которая не всегда выглядит лучше.
Упор на развитие графики, а не геймплея
Чем больше пикселей находится на текстуре внутри компьютерной игры, тем более реалистичным выглядит изображение. Теоретически, когда игры начнут стабильно работать в разрешении 8К, мы получим картинку, которая будет практически неотличима от реального мира. Но стали ли игры интереснее от того, что в них появился эффект паралкса (объемные текстуры) и реалистичные отражения?
К сожалению, современные разработчики практически не уделяют внимания развитию геймплея. В большинстве своем они используют уже готовые наработки (как свои, так и чужие). Да, редко-изредка появляется что-то уникальное, после чего рождается новый жанр: Survival, Rogue-Like и т.д. Но это лишь жалкие крохи на фоне многочисленных однотипных проектов.
Симуляция жизни деградировала
Взгляните на симуляцию жизни в любой современной игре, например Genshin Impact. Днем NPC просто стоят на одном месте, как истуканы, а когда наступает ночь, они просто исчезают. Конечно, приводить в пример донатную помойку не слишком-то правильно, но ведь в нее играет более 4 миллионов геймеров единовременно! К тому же современные премиальные AAA-проекты не сильно отстают в этом плане от китайских гача-игр.
В то же время мы имеем такие тайтлы, как Gothic или «Корсары», где NPC не просто имеют свой распорядок дня, но и реагируют на поведение игрока. Тебе не составляет большого труда погрузиться в мир старой компьютерной игры. Да, там нет детализированной графики, но зато населяющие его персонажи активно делают вид, что они живые.
Нет наслаждения от исследования мира
Современные игры в открытом мире делаются по одному и тому же принципу: создаем огромную локацию, после чего тыкаем на ней точки интереса, попутно помечая их у игрока на карте. Такое ощущение, что разработчики боятся того факта, что игрок пропустит созданный ими контент. Вот только все эти «вопросики» на карте напрочь рушат удовольствие от исследования мира, ведь ты будто бы пользуешься читом.
В той же «Готике» игра не водила тебя за ручку даже во время выполнения квестов. NPC обычно просто описывали тебе, как добраться до нужного места, после чего ты отправлялся на поиски. Никаких тебе целеуказателей на мини-карте, да и самой мини-карты в принципе. Зато каждая пещера или найденный сундук с сокровищами воспринимается как твое личное достижение.
Старые разработчики уступили место новым
Новые разработчики обычно понятия не имеют, в каком направлении должна развиваться та или иная франшиза. Взять в качестве примера перезапуск серии Tomb Rider, где у руля встала девушка, которая даже не играла в предыдущие игры про Лару Крофт. В итоге новая трилогия превратилась в личную драму главной героини или высказывание на тему современных проблем - что угодно, но только не сюжетное приключение про расхитительницу гробниц.
К сожалению, в игровой индустрии остается все меньше старых разработчиков, которые принимали участие в создании великих серий. Именно они были теми энтузиастами, что хотели подарить миру что-то совершенно уникальное. У современных геймдизайнеров нет такой же цели. Они просто «сидят на зарплате».
Продвижение политической повестки
Все чаще игры используются для того, чтобы навязать геймерам свои политические взгляды. Заходя в игру, которая имеет конкретное название и жанр, ты хочешь принять участие в интересной локальной истории. Вместо этого тебе демонстрируют какой-то проникновенный бред. Взять хотя бы новую часть серии Assassin’s Creed: Shadows, где игрокам предстоит играть за чернокожего самурая. Литературным языком описать это коверкание чужой культуры просто невозможно. А в каждой современной игре, где есть романы, почему-то обязательно должен быть транс.
Нередко разработчики игр переписывают историю нашего мира в угоду политической повестке. Особенно часто это касается Советской армии, подвиг которой всячески пытаются преуменьшить в играх серии Call of Duty, а то и вовсе выставляют советского солдата оккупантом. Это сейчас геймеры негодуют по этому поводу. А сменится поколение-другое, и все эти сказки западных разработчиков будут воспринимать за правду.
Недостатки старых игр исправляются модами
Графика, геймплей, сюжет, оптимизация - какие бы проблемы у игры ни возникли, фанаты выпустят моды и все исправят. Разумеется, это касается только тех тайтлов, которые действительно заслуживают того, чтобы их чинили. Та же серия The Elder Scrolls живет и по сей день во многом благодаря фанатским модам. А ведь последняя часть «Древних свитков» вышла аж в 2011 году. Тем не менее играется Skyrim с модами гораздо лучше, чем современная Dragon’s Dogma 2.
Поддержка игры модами также позволяет тебе превратить тайтл в то, что хочешь видеть именно ты. По сути, мы имеем конструктор, с помощью которого каждый фанат может создать игру своей мечты. Современные проекты, даже если они получились неплохими, еще не успели «обрасти» модификациям. Другое дело - игры, моды для которых сообщество выпускает уже больше 10 лет.
Если подводить какой-то итог вышесказанному, то геймеры не хотят играть в новые игры просто потому, что они им не интересны. Это не какой-то протест против системы, а лишь доказательство того, что старые тайтлы были сделаны с душой. Не это ли является главным в любом искусстве?