Двери, стрелки и другие привычные нам вещи, которые жестоко играют с нашим мозгом

Даже самый трезво мыслящий человек часто находится под властью иллюзий или становится жертвой игры собственного мозга. Не верите? Возможно, вы один из тех редких людей, кто способен контролировать все в своей жизни, поделитесь исключительным опытом с другими. В противном случае, наши примеры (основанные на психологических исследованиях) дадут объяснение уже ставшим привычными для многих бытовым моментам.

Феномен дверного проема

Вам случалось когда-либо заходить в комнату с определенной целью, а затем полностью забывать, что это было? Оказывается, в таких странных провалах памяти виноваты сами двери. Психологи Университета Нотр-Дам обнаружили, что прохождение через дверной проем вызывает то, что известно как граница события, отделяющая в уме один набор мыслей и воспоминаний от следующего.

Ореол привлекательности

Несмотря на известность и жизненность высказывания "Не судите книгу по ее обложке", человеческий мозг, к сожалению, склонен делать именно это. Явление, называемое "эффект ореола", заключается в том, что единственное положительное качество в человеке может обмануть наш разум, заставляя думать, что данная личность обладает многими хорошими чертами.

Например, когда кого-либо находят привлекательным внешне, часто автоматически создается впечатление, что он или она умный, добрый, забавный и т. п. Это, безусловно, самый распространенный пример "гало-эффекта", встречающийся настолько часто, что феномен стал так же известен, как "стереотип физической привлекательности".

Отрешенность на высоте

Для многих людей нахождение на определенной высоте, особенно впервые, создает сюрреалистическое ощущение изолированности, одиночества, "откола". В международной практике это называется breakaway phenomenon.

По мнению доктора Джеймса Джордано, профессора неврологии и биохимии Медицинского центра Джорджтаунского университета, чувство оторванности от земли, отрешенности может посетить человека, даже если он находится в верхней части высокого здания или на балконе.

Чаще всего это происходит во время полета, но никак не связано с боязнью высоты. Наоборот, подобный феномен заставляет некоторых людей чувствовать себя очень спокойными и умиротворенными.

Притягательность скидок и распродаж

Несмотря на очевидность процесса, продавцы используют данное явление повсеместно и невероятно эффективно, заставляя потребителей думать, что они хотят приобрести продукт, который им в действительности не нужен. Изучением проблемы занялась доктор Дебора Серси из Флоридского Атлантического университета. Она объяснила механизм обмана мозга привлекательностью выгодной сделки.

Сначала торговцы устанавливают цену вещи и пытаются подвигнуть целевую аудиторию купить ее. Если стоимость кажется чрезмерной, предлагается более низкая. Поскольку более высокая цена уже успела зафиксироваться и вызвать определенные негативные ассоциации в уме потребителя, при ее снижении создается впечатление экономии, вследствие чего товар преимущественно покупается. Однако если бы продавец изначально предложил эквивалентную низкую стоимость, то многие, скорее всего, не приобрели бы продукт.

Впечатление на всю жизнь

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему один плохой опыт может испортить впечатление о чем-то очень надолго или даже навсегда, вините собственный мозг. Часто единственная неудачная попытка попробовать незнакомую пищу способна запятнать вкус данной еды в вашем уме на длительное время. При этом негативная иллюзия будет настолько сильна, что даже если угощение обладает всеми качествами, чтобы понравиться дегустатору, то ощущение возникнет неприятное.

Если вы испытали нежелательные физиологические эффекты вскоре после употребления в пищу чего-либо (независимо от того, стала ли сама еда причиной дискомфорта), то, вероятно, надолго получите отвращение к вкусу данного продукта, и оно заставит мозг всячески препятствовать повторению опыта.

Феномен известен, как "эффект Гарсии", по фамилии обратившего на него внимание ученого, который изначально тестировал явление на крысах.

Стрелки

У стрел, как графического символа, есть удивительный потенциал - они могут исказить восприятие расстояния, направления и длины. Есть, как минимум, две известные оптические иллюзии, основывающиеся на этом феномене. Одна из них - иллюзия Мюллера-Лайера, использует три линии равной длины и наконечники стрел, чтобы отрезки казались разными. Другой парадокс зрения называют задачей Фланкера. Чтобы испытать на себе его действие, потребуется наблюдать экран с несколькими стрелками и затем выбрать направление среднего вектора. И сделать это сложнее, чем кажется!

Бескрайний простор

Однообразная местность, лишенная меток (например, пустыня), невольно заставляет человека, полагающего, что он идет по прямой, постепенно изменять направление и двигаться по дуге, создавая петли и круги с диаметром до 20 метров. Немецкие исследователи Института биологической кибернетики имени Макса Планка выяснили, что с каждым шагом у ходока возникает небольшое отклонение в вестибулярном или проприоцептивном (мышечном) балансе тела. Накопительный эффект такой погрешности движения способен отправить человека кружить на местности, постепенно уменьшая радиус - круги будут становиться все плотнее.

Этого не происходит, когда люди могут перенастроить чувство направления, используя какие-то предметы в качестве ориентиров.

Звуковые сигналы

Если вы не можете сосредоточиться во время восприятия раздражающего звука (например, гул от работы механизма грузовой машины, строительных инструментов), обвините в этом эволюцию устройства человеческого мозга.

Естественные шумы возникают в процессе передачи энергии (удар палкой по барабану, раскат грома и т.п.) и постепенно рассеиваются, а система восприятия людей использует этот распад, чтобы понять природу и расположение источника звука. Но сигналы, не изменяющиеся и не исчезающие с течением времени, иногда становятся той информацией, с которой наш мозг не справляется.

Комментарии