"Музыка на костях": необычные советские пластинки и запрещенная эстрада

Во время холодной войны СССР был очень закрытой страной. Средства массовой информации подвергались жесткой цензуре, волны иностранных и телевизионных станций были заблокированы, а воспроизведение западной музыки, которая считалась аморальной, преследовалось. Но это не значит, что молодежь и интеллигенция не были в курсе того, что происходило на Западе. Книги перепечатывались на печатных машинках, а контрабандные виниловые пластинки тиражировались на рентгеновских снимках.

Как записывалась «музыка на ребрах»

С помощью недешевых приспособлений на токарных станках изготавливали копии пластинок. В Санкт-Петербурге даже существовал подпольный цех «Золотая собака».

Неожиданно обнаружилось, что прекрасным материалом для штамповки могут служить рентгеновские снимки.

Энтузиасты и подпольные бизнесмены, в числе которых были Руслан Богословский и Борис Тайгин, с успехом продублировали множество альбомов самых популярных западных исполнителей.

Несмотря на преследования властей, из окон доносилась джазовая музыка и ритмы рок-н-ролла.

Рентгеновские снимки собирали в мусорных контейнерах или покупали в больницах, и на них штамповали пластинки, а советские люди были всегда в курсе последних музыкальных новинок. Результаты труда подпольщиков выглядели как прозрачные диски с ужасными картинками сломанных рук, ног и ребер. Поклонники называли эти альбомы по-разному: «музыка костей», «музыка на ребрах», или «джаз на костях» и т.д.

Как слушали музыку в 50-х годах прошлого века в СССР

Запись на пленке имелась только с одной стороны, ее можно было воспроизвести всего несколько десятков раз, затем они начинали заедать, или иголка проигрывателя проскакивала, пропуская целые куплеты, а то и всю песню.

Поскольку пленки были тонкими, бороздки также были неглубокими, а музыка, которую они производили, звучала порой ужасно. Но пластинки были дешевы и доступны, а некоторые выпускали записи высокого качества.

Как правительство боролось с буржуазной культурой

К концу 50-х годов чиновники прикладывали много усилий, чтобы спасти народные массы от западного тлена. Они проводили облавы и отправляли людей, занимавшихся распространением записей, в тюрьмы. Была создана организация под названием «Музыкальные патрули», которая выслеживала их.

Но производство записей на рентгеновских снимках продолжалось подпольно еще несколько лет, пока не появились кассетные магнитофоны, на которых легко и быстро можно было дублировать любые записи.

Комментарии