Куклы, вдохновленные средневековой скульптурой: премьера "Сказки о мертвой царевне" в Московском театре кукол

Это знаменательное событие должно было произойти еще в ноябре. 20 декабря в Московском театре кукол на Бауманской, отметившем недавно свой 90-летний юбилей, состоится долгожданная премьера. Начало спектакля - в 17:00. Коллектив театра представит вниманию зрителей пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» (6+) в постановке Н. Пахомовой. На театральном фестивале «Ярмарка» в ноябре уже была показана открытая репетиция спектакля. В ходе празднования юбилея Московского театра кукол зрителям представили 1-й акт постановки.

О сказке Пушкина

Известно, что над ее сюжетом поэт начал работать, пребывая в ссылке, в своем поместье Михайловское. Произведение, созданное на основе русских народных сказок, продиктованных ему няней Ариной Родионовной, увидело свет в 1833-м, в период, названный Болдинской осенью.

В знакомой всем с детства сказке Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описаны чудеса доброты, любви, верности, высокой нравственности. В центре сюжета лежит конфликт между царевной и ее прекрасной мачехой, возникший по причине ревности жены царя к падчерице. Царица желает быть на всем свете единственной и неповторимой красавицей. Ради этого она замышляет погубить молодую девушку и не останавливается ни перед чем. Подобно всем сказкам, в финале «Мертвой царевны…» зло оказывается наказанным, а добро побеждает. Сказка учит читателей добру, вниманию к окружающим, пониманию, что ни красота, ни карьера, никакие другие ценности не стоят того, чтобы ради них можно было пренебрегать людьми, «перешагивать» через них. Доброта, дружба, любовь, взаимовыручка и взаимопонимание способны творить настоящие чудеса. Создателями спектакля МКТ пушкинский текст был бережно сохранен и соединен с поэтическим языком кукольного действа.

О чем спектакль?

По словам режиссера-постановщика Н. Пахомовой, спектакль рассказывает о простых житейских истинах: о том, что зависть и зло губят и разрушают человеческую душу. И наоборот, с добротой и чистотой в душе можно противостоять любым невзгодам.

Язык

Одной из задач, стоявших перед создателями постановки, было сохранение текста Пушкина. Усилиями творческой группы пушкинский текст был представлен зрителям в первозданном виде. Как считает режиссер, этому в большой мере способствовало использование музыки композитора Н. Морозова: стихотворная ткань в спектакле сплетается воедино вокальными номерами. Музыка в спектакле играет роль отдельного драматургического пласта, мощной поддержки визуального ряда, созданного художником Е. Шахотько.

Куклы

Для воплощения на сцене прекрасного мира пушкинской сказки режиссер приняла решение прибегнуть к использованию кукол-масок с необычной механикой, а также больших планшетных кукол. Каждая из них живет в собственном архитектурном обрамлении, подобно лаконичной и выразительной средневековой скульптуре. Такое необычное художественное решение постановки, по мнению ее авторов, соответствует языку сказки – современному и в то же время передающему старинные народные интонации.

О создателях музыкально-пластической постановки

Художественные идеи «Сказки о мертвой царевне», жанр которой определяется в театре как музыкально-пластическая постановка, воплощены силами молодой и очень креативной творческой группы:

  • режиссера – Н. Пахомовой, лауреата премии «Золотая маска»;
  • художника – Е. Шахотько, лауреата премии «Золотая маска»;
  • композитора – Н. Морозова;
  • режиссера по пластике – М. Пахомова;
  • артистов-кукловодов.

По мнению режиссера Н. Пахомовой, огромное значение в успехе спектакля имеет творческий вклад всех членов группы, однако особо она выделяет работу режиссера по пластике и композитора, которых в равной степени с постановщиком и художником можно отнести к ее создателям.

Режиссер по пластике и педагог М. Пахомов работал в Театре ненормативной пластики в Санкт-Петербурге, сотрудничал с музыкальными, драматическими и кукольными театрами во многих городах страны. В МКТ участвовал в постановках спектаклей разной формы: «Мороженых сказок», «Золушки», «Слона», «Крабата — ученика колдуна». По его мнению, высказанному в интервью в день премьеры, для воплощения гротескной формы, в которой выдержана постановка пушкинской «Сказки…», требуется значительное включение актера. Чем более сложной является пластическая форма спектакля, тем более существенного она требует внутреннего наполнения, делится режиссер.

Композитор Н. Морозов также ранее неоднократно принимал участие в различных постановках МТК. Его музыка звучит в «Маше и Медведе», «Ежике в тумане» и др. Как отмечает композитор, в недавней постановке «Ежика…» музыка и вообще звук являются ее главной составляющей. Концепция «Мертвой царевны», делится музыкант, во многом основывается на опыте «Ежика». По его мнению, принципиальным было обеспечение "ансамблевости" общего звучания пьесы - полифонией инструментальной музыки и голосов артистов на сцене создан эффект «состояния космоса».

Комментарии