Такое же произведение искусства: чем привлекает посетителей паркет в Эрмитаже

Дворцовый паркет Эрмитажа — это отдельное произведение искусства. Он уникален в каждом из многочисленных залов, ни в одном из них его узоры не повторяются. Известнейшие архитекторы создавали эскизы напольных покрытий, их изготавливали на знаменитой фабрике Е. А. Миллера.

Экзотические породы древесины использовались для этого паркета, а собирался он уникальным бесшпунтованным способом. Это элемент, заслуживающий отдельного рассказа.

Петровский (Малый тронный) зал

Спроектировал его архитектор из Франции О. Монферран в 1833 году. По первоначальной идее этот зал был призван отразить величие первого императора России — основателя Санкт-Петербурга. Дерево стало основным материалом строительства, напольное покрытие не было исключением. Девять пород дерева насчитывает уникальный паркет Петровского зала. В основе орнамента лежит розетка в центре с вензелями между лепестками. Так же выглядели петровские вензеля на потолке.

Темные бордюры расположены по краям основного рисунка. Первый выполнен в виде египетского орнамента, второй состоит их мелких розеток, делающих рисунок основного цветка более цельным. Паркет в Малом тронном зале не раз реставрировали. Больше всего он пострадал после бомбежки Зимнего дворца. Напольное покрытие восстанавливали по сохранившимся эскизам. Сегодня оно воссоздано полностью, согласно первоначальному проекту.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Паркет в этом зале реставрировали дважды, как и все внутреннее убранство. Проводилось изменение расположения потолочных люстр, колонн, а также напольного рисунка. По указу Николая I была проделана первая реставрация. Государь пожелал изменить рисунок паркета коцептуально, чтобы он был идентичным на полу и на потолке. Единственное отличие — позолота, которую на полу не использовали.

Использование красного дерева делает этот паркет уникальным. Этот сорт дорогой древесины по указу императора должен был оттенить белоснежный мрамор и позолоту потолка. 16 видов элитного дерева было использовано при выкладывании рисунка, включая мягкие сорта, до сих пор не применяющиеся для производства паркета. Сплетение вензелей, геометрическая форма герба на потолке, отдельные модули — все это придает залу великолепие и уникальность.

После бомбежки Зимнего дворца произошла повторная реставрация зала. После нее был полностью воссоздан рисунок и все элементы пола. Вопрос восстановления имел особую важность для России, поэтому работы начались еще до окончания войны. По сей день в Георгиевском (Большом тронном) зале рисунок паркета повторяет потолочный во всех деталях. В 2012 году проводилась последняя реставрация, мастера смогли восстановить созданную в 1841 году черную и редкую зеленую гравировку.

Малахитовый зал

Этот зал соединял помещения для торжественных приемов с личными покоями царской семьи, поэтому он имел центральное значение. Здесь стилистика меняется на более свободную, игривую, в центре зала крупная розетка содержит ответвления угловых секторов. Есть несколько широких бордюров, выполненных из темных пород дерева. В середине расположена 12-конечная звезда, в окаймляющем розетку бордюре находятся также шестиконечные звезды.

В потолке словно отражается угловатый рисунок пола. Сектора имеют золотое теснение, что требовало в те времена особого мастерства при выкладывании паркета. Внутри секторов находятся вензеля — геометрически вытянутые, отходящие от розетки и повторяющиеся в секторах паркета. Центральный цветок располагается точно под люстрой, чтобы не нарушать композицию.

Золотая гостиная

Первый проект, изначальная задумка архитекторов, отличалась от того, что в итоге было сделано в Золотой гостиной. Первоначально вид ее предполагался более простым и скромным, золотое богатство паркета появилось чуть позже, после создания А. И. Штакеншнейдером конечного стиля зала. В 1850 году проект был окончательно утвержден, тогда же было решено оформить и гостиную в золоте. Двери, стены и паркет покрыли позолотой, изменили и эскиз паркета.

Сначала он включал только желтые и золотистые вставки из традиционных пород дерева. Однако после в эскиз были добавлены более сложные элементы из темных пород, и тогда покрытие пола стало еще более шикарным. Богатство оттенков дерева подчеркивает черная гравировка, разделяющая элементы центральной крупной розетки. Всего было использовано более 10 сортов дорогой древесины, самые элитные из них пошли на оформление центральной части пола.

Павильонный зал

В северной части Малого Эрмитажа был создан Павильонный зал. Он состоит из пяти залов и комнат, спроектированных архитектором Е. А. Штакеншнейдер. Ценность и секреты паркета в том, что его рисунок в каждой из совмещенных комнат абсолютно уникален. Зал представлен в виде коридоров, пол которых покрыт мозаичным рисунком и древнеримским узором. Укладка его была поистине ювелирной работой, для которой были приглашены лучшие мастера со всей России.

Паркет представляет собой полотно художника с нереально красивыми картинами. Мастера воссоздали точную копию пола древнеримской бани по фрагменту, обнаруженному во времена раскопок. Богатство материалов отражено в этом рисунке, а также мастерство тех, кто создавал эту мозаику. Известно, что это были именно русские мастера. Сегодня их труды являются отдельным музейным экспонатом и отделены специальной перегородкой, чтобы по полу никто не ходил

Центральная розетка состоит из восьми секторов с бордюрами в египетском стиле, с красной и зеленой гравировкой. В конце каждого сектора и в центральной части воссозданы события римских военных походов, боев, изображены люди на лошадях с копьями. Паркетный узор закрыт позолоченными бордюрами ввиду его большой исторической ценности. Чудо, что у посетителей есть возможность наблюдать это великолепие своими глазами.

Соборный зал

Архитектор Стасов разработал проект внутреннего убранства Соборного зала. Цветовая гамма схожа с той, которая была выбрана для Тронного, но есть отличие в рисунке. Он более монотонный и представляет собой бесконечно повторяющиеся восьмигранники. В них в конечном итоге прочитывается крест.

Розеток и бордюров нет, зацепиться глазу не за что. Это сделано не случайно, а для того, чтобы стоящий на службе молящийся прихожанин слышал лишь звуки святого слова и ни на что не отвлекался. Тонкая позолота интерьера выполнена неброско, изящно. Как только глаза молящегося опускались в пол, то к происходящему его возвращал узорчатый образ креста.

Комментарии