Семь лет траура после пяти лет брака: как жила Наталья Гончарова после гибели Пушкина и почему ее несправедливо обвиняют в "холодности сердца" и "кукольной душе"
Красота супруги Пушкина уже несколько веков будоражит людские умы и фантазии. Какие только нелицеприятные эпитеты ни отпускали в ее адрес современники и потомки: кто-то называл ее «куклой», а кто-то «женщиной без души». Однако всей своей кроткой жизнью Наталья Николаевна доказала, что у нее была не только ангельская внешность, но и необыкновенно прекрасная душа.
Шесть лет брака
Отгремели шикарные балы и приемы, на которых завязался страстный роман Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Молодая пара прошла обряд венчания, и для них началась семейная жизнь, полная бытовых тягот.
Гениальный поэт отличался мятежным духом, он часто бывал в опале у царя и, соответственно, постоянно испытывал материальные трудности. Наталья Николаевна в тот период жизни, как правило, испытывала на себе два состояния: она либо готовилась к родам, либо была беременна. При этом Александр Сергеевич Пушкин уже на первых родах плакал и говорил, что на следующие роды жены никогда не пойдет.
Ревность
О каких-либо приемах и гостях Наталье пришлось забыть. Тем не менее дома муж постоянно изводил ее сценами ревности и обвинениями во всех смертных грехах. Даже глядя на блистательный портрет своей жены, написанный Брюлловым, Пушкин не упустил момент, чтобы ядовито заметить: «Какой-то у тебя тут виноватый взгляд…»
Сама Наталья не давала никаких оснований подозревать ее в излишнем увлечении флиртом, однако была в этой женщине некая притягательная сила. Мужчин влекло к ней как магнитом. Спустя какое-то время после трагической дуэли, вдова Пушкина познакомится с Лермонтовым, и поэт ей скажет, что специально старался ранее держаться от нее подальше, чтобы не поддаваться ее чарам, как все вокруг.
Семь лет траура
Умирая, великий русский поэт попросил свою возлюбленную после его смерти уехать в деревню и носить траур год, а можно и два. Однако Наталья Николаевна оставалась вдовой в течение 7 лет. Кроме того, до самой своей кончины она соблюдала специальный пост в память о своем первом муже каждую пятницу.
Конечно, ей было сложно одной поднимать детей. На тот момент вдове было всего 24 года, а ее репутация была безоговорочно скандальна и испорчена. После красочной жизни в столице Наталье Николаевне было не просто привыкнуть к скучному деревенскому укладу жизни. По ее признанию, пережить невзгоды и восстановить душевный покой помогали молитвы у икон с ликом святых.
Много завидных женихов сватались к красавице с самой скандальной фамилией в России. Однако всем им хотелось, чтобы Наталья поскорее отправила всех своих четырех детей как можно дальше для обучения в престижных вузах. Но вдова Пушкина неизменно отвечала свое твердое: «Тот, кому не нужны мои дети, никогда не будет моим супругом». Спустя несколько лет Наталья Николаевна вернулась в Петербург, однако там в высшем обществе продолжали судачить и рассматривать каждый ее поступок через кривое зеркало своих мнений. Она отдает некоторые личные вещи бывшего мужа его друзьям – «значит, точно стремится как можно быстрее стереть из памяти любые воспоминания о нем». Вышла в свет с красивой прической – «что-то много внимания уделяет своей укладке и не выглядит убитой горем». И подобные высказывания лились рекой.
Второй брак
Когда Наталье исполнилось 32 года и большая часть молодости осталась позади, женщина все-таки ответила согласием на предложение руки и сердца. Ее избранником оказался сослуживец брата сорокапятилетний Петр Ланской.
Человек этот не был богачом, но искренне любил Наталью и всех ее детей. На скромную церемонию бракосочетания пригласили лишь близких родственников. Семейная жизнь Натальи Пушкиной-Ланской была спокойной и душевной. Она родила своему второму мужу трех девочек, а также стала любящей мамой для еще четверых детей родственников. Сама Наталья писала в письме к Петру о том, что Бог посылает ей детей отовсюду, и видимо, ее призвание быть главой семейного детского приюта.
Ранний уход
В последние годы своей жизни некогда одна из первых красавиц часто болела и много времени проводила в санаториях для поддержания здоровья.
Когда Наталье Николаевне исполнилось 52 года, она поехала на крещение своего внука, Александра Александровича. Петр Ланской пытался оставить жену дома, помня о словах врача, предупреждающего, что любая простуда может стоить ей жизни. Однако она его не послушалась. Наталья Николаевна простудилась и умерла от воспаления легких.